Упр.16 ГДЗ Александрова Загоровская 5 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 16. 1) Прочитайте фрагмент, извлечённый из текста предыдущего упражнения. Определите, какую часть этого текста он дополняет.В самом языке оснований для разграничения...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Богданов 5 класс, Просвещение:
16. 1) Прочитайте фрагмент, извлечённый из текста предыдущего упражнения. Определите, какую часть этого текста он дополняет.
В самом языке оснований для разграничения букв-дублетов не было, нужно было просто запомнить, зазубрить, где какую букву писать, и это, конечно, усложняло усвоение грамоты. Например, буква 4; писалась там, где теперь пишем е, но только в некоторых словах. Писали: дерево, деньги, десять, но дткдъ, д'кти, д'Ьло; прощеше — сожаление, моей — слаб'кй. Чтобы заучить, где писать 'к, прибегали к ухищрениям. Для лучшего запоминания придумывали рассказы, стишки, состоящие из слов с 4;; например, самый популярный: «Б'кдный, б'клый, бледный б"ксъ поб'кжалъ поешкшно в л'кеъ».
Были пословицы, отражающие тяжёлую участь школяров: «От фиты подвело животы», «Фита да ижица — к ленивому плеть движется». Ещё в XVIII веке учёные, в том числе В. К. Трсдиаковский, М. В. Ломоносов, отмечая недостатки русской орфографии, признавали необходимым избавиться от лишних букв.
(С. Кузьмина)
Фрагмент дополняет 4 часть текста, после информации о буквах-дублетах.

2) Какая информация — основная или дополнительная — содержится в прочитанном фрагменте? Какую роль он выполняет в тексте?
В прочитанном фрагменте содержится дополнительная информация, он содержит примеры.

3) Перечитайте текст упражнения 15, включив в него недостающий фрагмент.
За свою долгую историю русское письмо претерпело только две реформы – в начале XVIII и в начале XX века. Первая реформа была проведена Петром I. Специальным указом в 1708 году были отменены некоторые писавшиеся по традиции, по ненужные русскому письму буквы: (омега), (пси), (кси), (ижица) и некоторые другие. Некоторые буквы старославянского письма оказались лишними уже для древнерусского языка. Так, в древнерусском языке не было носовых гласных звуков, передаваемых большим и малым юсами, эти буквы просто дублировали буквы у, ю, я, и поэтому их постепенно перестали писать. Кроме того, было изменено начертание самих букв – они были приближены по своему виду к латинским. Так появились две азбуки-кириллицы. Новую назвали гражданицей или гражданкой, поскольку она предназначалась для светских текстов. Неизменённая кириллица использовалась для церковных текстов.
Сам Пётр I вскоре восстановил некоторые упразднённые им буквы, а затем Академия наук, уже после его смерти, снова исключила из азбуки лишние буквы и узаконила новые, уже употреблявшиеся в текстах, но ещё не включённые в азбуку: э и й.
В конце XVIII века появилась буква ё. С введением гражданской азбуки в алфавите впервые устанавливаются прописные и строчные буквы.
К концу XIX – началу XX века в русском письме накопилось много устаревшего, не связанного с фактами живого языка. Главным недостатком орфографии признавались лишние буквы. Для передачи некоторых звуков имелись буквы-дублеты: е – (ять); Ф (ферт) – (фита), и – i (иже) – (ижица). В самом языке оснований для разграничения букв-дублетов не было, нужно было просто запомнить, зазубрить, где какую букву писать, и это, конечно, усложняло усвоение грамоты. Например, буква писалась там, где теперь пишем е, по только в некоторых словах. Писали: дерево, деньги, десять, но ддъ, дти, дло; прощенiе – сожалнiе, моей – слабй. Чтобы заучить, где писать, прибегали к ухищрениям. Для лучшего запоминания придумывали рассказы, стишки, состоящие из слов с ; например, самый популярный: «Бдный, блый, блдный бсъ побжалъ поспшно в лсъ». Были пословицы, отражающие тяжёлую участь школяров: «От фиты подвело животы», «Фита да ижица – к ленивому плеть движется». Ещё в XVIII веке учёные, в том числе В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, отмечая недостатки русской орфографии, признавали необходимым избавиться от лишних букв.
Однако реформа орфографии – самое большое событие в истории письма – состоялась уже в XX веке. 10 октября 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР утвердил декрет о введении нового правописания.

4) Составьте план получившегося текста и перескажите его.
План:
1) Реформа Петра I.
2) Включение в алфавит новых букв э и й.
3) Появление буквы ё.
4) Буквы-дублеты и их заучивание.
5) Реформа орфографии в XX веке.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением