Упр.20 ГДЗ Александрова Загоровская 5 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 20. 1) Прочитайте текст. Знаете ли вы басню, о которой идёт в нём речь? Почему старинные иллюстрации к басне Ивана Андреевича Крылова отличаются от современных?А...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Богданов 5 класс, Просвещение:
20. 1) Прочитайте текст. Знаете ли вы басню, о которой идёт в нём речь? Почему старинные иллюстрации к басне Ивана Андреевича Крылова отличаются от современных?
А приходилось ли вам задумываться над тем, почему баснописец сделал стрекозу поющей? Знаете ли вы, что в этой басне в действительности имеются в виду муравей и кузнечик? Да, да, кузнечик, или, как его ещё называют, кобылка. Дело в том, что в разговорном языке XVIII — начала XIX века слово стрекоза служило обобщённым названием для разных насекомых: так звали и кузнечика, и стрекозу. Употребление слова стрекоза в значении «кузнечик» и «кобылка» проникло в художественную литературу этой эпохи, примером чего может служить басня И. Л. Крылова.
Понятными становятся тогда слова и выражения этой басни: «Попрыгунья стрекоза лето красное пропела», «стрекоза уж не поёт», «ты всё пела»... Они никак не связываются со стрекозой, которая петь не может. Интересно, что в старинных иллюстрациях к этой басне можно встретить изображения именно кузнечика, а не нашей крылатой стрекозы.
К середине XIX века обобщённое название стрекоза для разных видов насекомых исчезло, уступив место современным словам стрекоза и кузнечик.
Вот что может, оказывается, скрываться за привычными хрестоматийными строчками.
(По Д. Кобякову)
В тексте идёт речь о басне И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».
Раньше слово стрекоза служило обобщённым названием для разных насекомых: так звали и кузнечика, и стрекозу. В своей басне И. А. Крылов описывает именно кузнечика, поэтому на старинных иллюстрациях изображён кузнечик. Позже обобщённое название стрекоза для разных видов насекомых исчезло, уступив место современным словам стрекоза и кузнечик, поэтому на современных иллюстрациях к басне мы видим уже стрекозу.

2) Как стрекоза в басне И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» оказалась поющей? В каком значении употреблено слово стрекоза в басне?
Описывая стрекозу, И. А. Крылов имел в виду кузнечика, поэтому стрекоза и оказалась поющей. Как известно, стрекозы петь не могут, в отличие от стрекочущих кузнечиков.

3) Найдите в Интернете сведения об истории создания басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Уточните, что ещё скрывается «за привычными хрестоматийными строчками».
В 1808 году была опубликована басня Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей». Однако Крылов не был создателем этого сюжета, он переложил на русский язык басню «Цикада и муравей» французского поэта Жана де Лафонтена (1621–1695), который, в свою очередь, заимствовал сюжет у великого греческого баснописца VI века до н. э. Эзопа.
В прозаическая басне Эзопа «Кузнечик и муравей» рассказывается о том, что зимой муравей вытащил для просушки из потаённого места свои припасы, которые накопил летом. Голодающий кузнечик умолял его дать ему пищу, чтобы выжить. Муравей спросил его: «А что ты делал этим летом?» Кузнечик ответил: «Пел, не отдыхая». Засмеялся муравей и, убирая припасы, сказал: «Зимой пляши, если летом пел».
Лафонтен изменил этот сюжет. В его басне разговаривают две соседки: хозяйственная Муравьиха и легкомысленная Цикада. Цикада просит у Муравьихи еды в долг до лета, однако та отказывает соседке.
Крылов заменил иноземную цикаду на русскую стрекозу, наделяя её некоторыми чертами кузнечика – ближайшего родственника южной цикады.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением