Параграф 14 ГДЗ Сонин 6 класс (Биология)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Сонин, Сонина 6 класс, Просвещение:
§14. Координация и регуляция
Вопросы и задания
1. Что такое раздражимость? Является ли это свойство обязательным для любого существа? Приведите пример проявления раздражимости.
Раздражимость — это способность организмов отвечать на воздействие окружающей среды. Это свойство является обязательным для любого живого существа, так как благодаря раздражимости организм может адаптироваться к среде обитания. Например, животное убегает от громкого звука, при повышении температуры многие пустынные животные прячутся в норы и даже впадают в спячку.
2. В чём заключается роль нервной системы?
Нервная система регулирует работу всех органов, их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных.
3. Что такое рефлекс? Какие бывают рефлексы?
Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая с помощью нервной системы. Рефлексы бывают условные и безусловные.
4. Почему врождённые рефлексы называют безусловными, а приобретённые — условными? Продемонстрируйте условные и безусловные рефлексы, объединившись в пары.
Врождённые рефлексы называют безусловными, так как для того, чтобы сработал безусловный рефлекс, его не требуется вырабатывать и создавать для этого какие-то определённые условия: он имеется с рождения и до конца жизни. Например, коснувшись горячего утюга, мы резко, не задумываясь, даже ещё не почувствовав боли, отдёргиваем руку.
Рефлексы, приобретённые в процессе жизни, называют условными, потому что их требуется вырабатывать, при этом выставляя условия — чтобы рефлекс сработал, необходимо наличие того или иного фактора либо отсутствие какого-либо фактора.
Условные рефлексы — это рефлексы, приобретённые в результате жизненного опыта. Например, можно выработать условный рефлекс у аквариумных рыбок. Если в течение некоторого времени сопровождать их кормление постукиваниями или звонками, довольно скоро они станут приплывать просто на звонок или стук по стенке аквариума, даже не получая при этом корма.
5. Приведите примеры условных и безусловных рефлексов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни.
Безусловные рефлексы: выделение слюны при попадании пищи в рот, чихание, испуг при неожиданном громком звуке.
Условные рефлексы: поворачиваем голову, когда слышим своё имя, выделение слюны при виде пищи.
6. Рассмотрите рисунок на с. 104. Чем отличается мозг различных позвоночных животных? С чем это связано?
У различных животных все отделы развиты по-разному. Это связано с уровнем организации и образом жизни животного. Сложное поведение и образ жизни обусловили развитие переднего мозга, мозжечка и зрительных долей среднего мозга. Например, движения рыб в воде очень сложны и разнообразны, поэтому у них особенно хорошо развит мозжечок — отдел заднего мозга, ответственный за координацию движений и ориентацию тела в пространстве.
Наивысшего развития нервная система достигла у млекопитающих. Она состоит из тех же отделов, что у всех позвоночных, но головной мозг развит значительно сильнее. Самый крупный его отдел — большие полушария головного мозга, поверхность которых — кора — состоит из миллиардов нервных клеток. Кора у большинства животных не гладкая, а образует многочисленные борозды и извилины. Кора полушарий регулирует и направляет работу всех органов, с ней связаны и сознание человека, его память, мышление, трудовая деятельность.
7. Почему тигров дрессировать легче, чем крокодилов?
В основе дрессировки у животных лежит выработка условных рефлексов. У тигра головной мозг развит значительно сильнее, чем у крокодила, поэтому условные рефлексы будут формироваться быстрее.
8. Как связаны понятия «рефлекс» и «инстинкт»?
Рефлекс — это способность организма реагировать на какие-либо внешние раздражители. Инстинкт — это врождённый комплекс определённых, особых для каждого вида реакций на воздействия среды. От рефлексов инстинкты отличаются степенью сложности. Эти два понятия связаны тем, что оба есть при рождении.
9. Что такое гормоны?
Гормоны — это особые химические вещества, выделяемые железами внутренней секреции и участвующие в регуляции работы всего организма.
10. Сравните нервную и эндокринную регуляцию по следующим параметрам: способ передачи информации, скорость передачи информации, быстрота реагирования на раздражения, длительность действия. Результат оформите в виде таблицы.
Параметры Нервная регуляция Эндокринная регуляция
Способ передачи информации Передача нервного импульса, имеющего электрическую природу Действие химических веществ — гормонов
Скорость передачи информации Быстро Медленно
Быстрота реагирования на раздражения Быстро Медленно
Длительность действия Короткое действие Длительный эффект
11. Приведите примеры нервной и эндокринной регуляции своего организма.
Примером нервной регуляции может служить регуляция величины кровяного давления. Во время физической нагрузки давление увеличивается, но за счет нервных сигналов оно быстро приходит в норму.
Эндокринная регуляция: гормон тироксин щитовидной железы регулирует обмен веществ в организме, гормон инсулин поджелудочной железы снижает количество глюкозы в крови.
12. Сравните регуляции растений и животных.
У животных существует нервная и гормональная регуляция. Причем гормональная система подчиняется нервной регуляции.
У растений регуляция их жизнедеятельности происходит лишь с помощью выделяемых химических веществ (гормональная регуляция). Обычно их называют ростовыми веществами, так как в большинстве случаев их влияние выражается в изменении роста растения или отдельных его частей.
13. Рассмотрите рисунок на с. 109. Где вам может пригодиться результат представленных опытов?
При удалении молодых побегов растения перестают расти вверх, начинают разрастаться в ширину. Результат может пригодиться для придания кронам садовых и парковых растений самых разнообразных очертаний, а также для повышения урожайности некоторых растений, томатов, например.
14. Как вы считаете, можно ли искусственно вызвать линьку у линяющих зверей и спячку у животных, для которых она характерна? Ответ аргументируйте.
Да, можно искусственно вызвать линьку у линяющих зверей и спячку у животных. Для этого важно воссоздать условия, при которых животное линяет или ложиться в спячку. Спячка наступает при снижении температуры воздуха, при уменьшении пищи.
Похожие решебники
Популярные решебники 6 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением