Параграф 14 ГДЗ Пчелов Лукин 6 класс (История)

Изображение §14. Литература древней РусиВ чём заключалось богатство, многообразие древнерусской литературы? Многообразие древнерусской литературы заключалось в разнообразии ее...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пчелов, Лукин 6 класс, Русское слово:
§14. Литература древней Руси
В чём заключалось богатство, многообразие древнерусской литературы?
Многообразие древнерусской литературы заключалось в разнообразии ее жанров. Русские люди складывали сказания, жития, летописи, поучения и хождения.
Каково её наследие, дошедшее до наших дней? Какого отношения оно заслуживает?
До наших дней дошли: Былины о русских богатырях, Владимире Святославиче, «Повесть временных лет», Лаврентьевская летопись, Новгородская первая летопись, «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о законе и благодати», Хождение игумена Даниила, «Хождение за три моря», «Поучение» Владимира Мономаха. Все это богатство заслуживает бережного и внимательного отношения.
1. Какие князья упоминаются в «Слове…» под именами Василий и Георгий?
Под именами Василий и Георгий упоминаются Владимир Святов и Ярослав Мудрый соответственно.
2. В чём митрополит Иларион видит основные заслуги князей?
Основные заслуги Владимира
• Подавал милостыни
• Крестил Русь
• Строил церкви
Основные заслуги Ярослава
• Строительство Софийского собора
• Украшение города
1. Расскажите о появлении письменности на Руси.
До принятия христианства древнерусский язык не имел своей письменности. Только с конца X века на Руси появилась азбука — кириллица. Названа она так в память византийского монаха Кирилла, который вместе со своим братом Мефодием в IX веке, проповедуя христианство западным и южным славянам, изобрёл одну из славянских азбук.
Тот славянский язык, для которого был создан алфавит, именуется старославянским. Он возник на основе одного из вариантов (диалектов) древнеболгарского языка.
2. Объясните, какое значение имела письменность для развития древнерусского общества.
На Руси появилась письменность, и многие люди овладели грамотой. Вначале умели писать и читать только служители Церкви. При храмах организовывали школы, где обучали грамоте мальчиков и девочек, в основном из знатных семей. Горожане тоже учились письму и чтению, большинство же сельских жителей оставались неграмотными.
3. Опишите процесс создания рукописной книги. Используя иллюстрации параграфа, ответьте на вопрос: почему изготовление рукописной книги мы называем искусством?
Писец изготавливал пергамент из кожи животного. Затем он брал перо для письма. Писали гусиными или утиными перьями, предварительно обработанными, которые макали в чернила. Написанный текст просушивали речным песком, и листы пергамена складывали несколько раз. Так получалась книга.
Изготовление рукописной книги мы называем искусством, потому что процесс создания книги был очень трудоемким. Кроме того, книги украшались.
4. Расскажите о берестяных грамотах. Чем они отличались от других письменных документов Руси?
Археологи обнаружили более 1000 грамот, написанных на бересте (особым образом обработанной коре берёзы) мужчинами и женщинами, священниками, купцами, ремесленниками, сельскими жителями. Самые древние берестяные грамоты созданы в середине XI века. Учёные нашли такие грамоты в Новгороде, Пскове, Смоленске, Москве и других городах. Больше всего берестяных грамот найдено в Новгороде. Буквы на бересте писали не чернилами, а процарапывали ост­рым шильцем (писа?лом). Благодаря особенностям сырой почвы эти тексты сохранились, пролежав в земле не одно столетие.
Среди берестяных грамот можно увидеть деловые записки, частные письма и даже любовные послания.
5. Охарактеризуйте жанры древнерусской литературы. Рекомендуется систематизировать материал в тетради в форме таблицы.
Жанры древнерусской литературы Характеристика жанра Примеры
произведений
Сказания, былины Русский народ слагал песни о своих героях. Такие песни принято называть былинами Былины о русских богатырях, Владимире Святославиче
Летописи Благодаря летописям мы многое узнаём об истории нашей страны. Велись летописи в монастырях или при княжеских дворах. Их авторами были преимущественно монахи или священники. Для летописей они использовали и исторические записи былых времён, и народные предания, и ино­странные исторические произведения. «Повесть временных лет», Лаврентьевская летопись, Новгородская первая летопись
Жития жизнеописания святых. Большая часть житий и других церковных сочинений была переведена с греческого языка «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о законе и благодати»
Хождения В хождениях (хожениях) описывались путешествия в дальние страны. Хождение игумена Даниила, «Хождение за три моря»
Поучения Мономах вспоминает пережитое, советует, что нужно делать, чтобы стать мудрым и справедливым правителем, храбрым воином, любящим отцом семьи.
«Поучение» Владимира Мономаха
6*. Объясните, какую историческую информацию содержат в себе произведения каждого из жанров древнерусской литературы.
Произведения летописей содержит хронологию событий и описание важных событий в масштабе государства, сказания и поучения повествуют о мировоззрении людей того времени, жития несут информацию о биографии и подробностях жизни исторических личностей, хождения содержат информацию о заморских странах того времени.
Тренажёр к §14 № 1
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
«Я, недостойный игумен…, худший из всех монахов, смиренный… захотел видеть святой град Иерусалим и землю обетованную. И с Божией помощью посетил Иерусалим и видел святые места, обходил всю землю Галилейскую и святые места около града Иерусалима, где Христос ходил своими ногами и великие чудеса показал в тех местах святых.
От Иерусалима путь шёл в Галилею, к Тивериадскому озеру, Фаворской горе и к Назарету. И судил мне Бог так пройти этим путём. Пошёл иерусалимский князь Балдуин I со своими крестоносцами на войну к Дамаску… князь с радостью великой повелел мне пойти с собой и нарядил меня к своей личной охране.
Бог мне свидетель и гроб Господень, что я во всех местах никогда не забывал русских князей и княгинь, их детей, игуменов, бояр и детей моих духовных и всех христиан. …и ныне поминаются они на службах с их жёнами и детьми. Вот имена князей: Михаил-Святополк, Василий-Владимир, Давид Святославович…».
Автор описания путешествия по Святой Земле называет христианские и языческие имена русских князей: Михаил-Святополк Изяславич – великий киевский князь, Василий-Владимир Всеволодович Мономах – переяславский, затем киевский великий князь.
1. Кто автор этого произведения древнерусской литературы?
- игумен Феодосий Печерский
- игумен Даниил
- монах Нестор
Ответ: игумен Даниил
2. Жанр древнерусской литературы, к которому относится это произведение
- Житие
- Летопись
- Хождение
Ответ: хождение
3. Определите примерное время путешествия автора в Иерусалим по упоминающимся в тексте историческим деятелям и событиям.
- конец XI в.
- начало XI в.
- середина XII в.
Ответ: конец XI в.
Тренажёр к §14 № 2
Славянская азбука называется …
Её создателями считаются братья Кирилл и …
Почерк писцов Киевской Руси назывался …
Ответ: кириллица, Мефодий, устав
Тренажёр к §14 № 3
В Древней Руси книги писали на … Текст на слова не разделялся. Нередко слова сокращались, тогда над ними ставили специальный знак - … Орнамент и … украшали текст.
Ответ: пергаменте, титло, миниатюры
Тренажёр к §14 № 4
Установите соответствие между автором и названием произведения
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением