Параграф 12 ГДЗ Пасечник 5 класс Бактерии Грибы Растения (Биология)

Изображение §12. Роль бактерий в природе и жизни человека1. Какие бактерии называют сапротрофами?Сапротрофами называют бактерии, получающие органические вещества из отмерших...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник 5 класс, Просвещение:
§12. Роль бактерий в природе и жизни человека
1. Какие бактерии называют сапротрофами?
Сапротрофами называют бактерии, получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.
2. Какие бактерии называют паразитами?
Паразитами называют бактерии, питающиеся органическими веществами живых организмов.
3. Что такое фотосинтез?
Фотосинтез — это процесс образования органических веществ из неорганических с использованием энергии солнечного света в зеленых частях растений.
4. Какие примеры круговорота веществ в природе вы знаете?
Круговорот воды, круговорот азота, круговорот углерода, круговорот фосфора.
Вопросы
1. В чём значение бактерий в природе?
Бактерии — важнейшее звено общего круговорота веществ в природе. Растения создают сложные органические вещества из углекислого газа, воды и минеральных солей почвы. Эти вещества возвращаются в почву с отмершими грибами, растениями и трупами животных. Бактерии разлагают сложные вещества на простые, которые снова используют растения.
Бактерии разрушают сложные органические вещества отмерших растений и трупов животных, выделения живых организмов и разные отбросы. Питаясь этими органическими веществами, сапротрофные бактерии гниения превращают их в перегной. Они — своеобразные санитары нашей планеты.
2. Что вы знаете о клубеньковых бактериях?
Клубеньковые бактерии поселяются в корнях бобовых растений. Проникнув в корни бобовых, эти бактерии вызывают разрастание клеток корней и образование на них клубеньков.
Клубеньковые бактерии выделяют азотные соединения, которые используют растения. От растений бактерии получают углеводы и минеральные соли. Таким образом, между бобовым растением и клубеньковыми бактериями существует тесная связь, полезная как одному, так и другому организму. Это явление называется симбиоз (от греческого слова «симбиозис» — совместная жизнь).
Благодаря симбиозу с клубеньковыми бактериями бобовые растения обогащают почву азотом, способствуя повышению урожая.
3. Как человек использует молочнокислые бактерии?
Человек использует молочнокислые бактерии в пищевой промышленности. Питаясь сахаром, содержащимся в молоке, они образуют молочную кислоту. Под её действием молоко превращается в простоквашу, а сливки — в сметану. Квашение овощей, силосование кормов тоже происходит с помощью молочнокислых бактерий. Образовавшаяся молочная кислота предохраняет овощи и корма от порчи.
4. Как можно защитить продукты питания от бактерий?
Поскольку бактерии не могут жить без воды и погибают в растворах соли и сахара, продукты сушат, солят, маринуют, засахаривают, консервируют. При консервировании плотно закрытые банки нагревают. При этом погибают не только бактерии, но и их споры.
5. Как бактерии попадают в организм человека и какой вред они наносят?
Бактерии могут попасть в организм человека при общении с больным через мельчайшие капельки слюны при разговоре, кашле и чихании; при употреблении пищи или воды, в которую попали болезнетворные бактерии. В теле человека болезнетворные бактерии питаются, быстро размножаются и отравляют организм продуктами своей жизнедеятельности, вызывая различные болезни.
6. Какие болезни, вызываемые бактериями, вам известны?
Бактерии вызывают тиф, холеру, дифтерию, столбняк, туберкулёз, ангину, менингит, сап, сибирскую язву, бруцеллёз и другие болезни.
7. Какие условия способствуют распространению болезнетворных бактерий?
Антисанитарные условия, грязь, большая скученность людей, несоблюдение правил личной гигиены создают благоприятные условия для быстрого размножения и распространения болезнетворных бактерий.
8. Какие меры применяют для борьбы с заболеваниями, вызываемыми бактериями?
Установлен строгий врачебный контроль за источниками воды и пищевыми продуктами. На водопроводных станциях воду очищают в специальных отстойниках, пропуская её через фильтры, хлорируют, озонируют.
Больные получают лекарства, которые убивают болезнетворных бактерий. Для уничтожения бактерий в помещении, где находится заразный больной, проводят дезинфекцию, то есть опрыскивание или окуривание химическими веществами, вызывающими гибель бактерий. Солнечный свет также губителен для многих бактерий, например для бактерий туберкулёза. Для предупреждения заразных заболеваний применяют предохранительные прививки.
Подумайте
Почему без деятельности бактерий жизнь на Земле была бы невозможна?
Бактерии являются важнейшим звеном общего круговорота веществ в природе. Именно бактерии разрушают сложные органические вещества отмерших растений и трупов животных, выделения живых организмов и разные отбросы, без них бы земля была покрыта мертвым слоем; бактерии поддерживают жизнь, к примеру бактерии превращают азот в вещества, которые нужны для жизни растений; бактерии поддерживают запасы углекислого газа; используются в пищевой промышленности; есть полезные бактерии брожения и в нашем организме, например, кишечная палочка живёт в толстом кишечнике и помогает переваривать пищу.
Задания
1. Выясните, какие бактериальные препараты продаются в специализированных магазинах вашего населённого пункта.
У нас в аптеках продаются препараты для поддержания здоровой микрофлоры желудочно-кишечного тракта, пробиотики, бифидумбактерин, иммуноглобулины и др.
2. Сделайте тонкие срезы корней бобовых растений (клевер, горох, люпин, люцерна и др.) в разные периоды их жизни. Рассмотрите их под большим увеличением микроскопа. Зарисуйте увиденное в тетради. Сделайте вывод.
Срезы корней разных бобовых растений очень похожи между собой.
При увеличении видны пузырьки — содержимое клубеньков. В них содержатся азотофиксирующие бактерии, которые активируют рост растительных тканей, накапливают биомассу, фиксируют атмосферный азот, доступный для растений, с которыми он состоит в симбиозе.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением