Упр.116 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Прочитайте отрывок из воспоминаний Корнея Ивановича Чуковского об Антоне Павловиче Чехове. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте текст так, чтобы он в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 8 класс, Русское слово:
1. Прочитайте отрывок из воспоминаний Корнея Ивановича Чуковского об Антоне Павловиче Чехове. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте текст так, чтобы он в полной мере отражал содержание текста.
Он был гостеприимен, как магнат. Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне, и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей. Многим это могло показаться безумием: человек только что выбился из многолетней нужды, ему приходится таким тяжким трудом содержать всю семью, у него нет гроша на завтрашний день, а он весь свой дом, сверху донизу, набивает гостями, и кормит их, и развлекает, и лечит!
Снял дачу в украинском захолустье, ещё не видел её, ещё не знает, какая она, а уже сзывает туда всяких людей из Москвы, из Петербурга, из Нижнего.
А когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу. Писатели, земские деятели, местные врачи, какие-то «дальние родственники», званые и незваные, толпились у него по целым неделям.
От этого многолюдства он, конечно, нередко страдал. Но даже это не могло укротить его безудержной страсти к гостям.
Звал он к себе всегда весело, бравурно, игриво, затейливо, словно отражая в самом стиле своих приглашений атмосферу молодого веселья, которая окружала его.
Дело здесь не в радушии Чехова, а в той огромной жизненной энергии, которая сказывалась в этом радушии.
Без этой его феноменальной общительности, без этой постоянной охоты якшаться с любым человеком, без этого жгучего его интереса к биографиям, нравам, разговорам, профессиям сотен и тысяч людей он, конечно, никогда не создал бы той грандиозной энциклопедии русского быта восьмидесятых и девяностых годов, которая называется мелкими рассказами Чехова.
Не верится, что все эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком, что только два глаза, а не тысяча глаз с такою нечеловеческой зоркостью подсмотрели, запомнили и запечатлели навек всё это множество жестов, походок, улыбок, физиономий, одежд и что не тысяча сердец, а всего лишь одно вместило в себе боли и радости этой громады людей.
И как весело ему было с людьми! С теми, кого он любил.
Тема отрывка из воспоминаний Корнея Ивановича Чуковского об Антоне Павловиче Чехове – о хлебосольстве и радушии Чехова, о его любви к людям.
Основная мысль текста – любовь к людям, жгучий интерес к их быту и жизни помогли Чехову создать произведения, ставшие «энциклопедией русского быта восьмидесятых и девяностых годов».
Заголовок – «Истоки творчества Чехова».
2. Какой абзац, какое предложение, с вашей точки зрения, являются главными в тексте?
Думаю, что главным в тексте является седьмой абзац, состоящий из одного предложения: «Без этой его феноменальной общительности, без этой постоянной охоты якшаться с любым человеком, без этого жгучего его интереса к биографиям, нравам, разговорам, профессиям сотен и тысяч людей он, конечно, никогда не создал бы той грандиозной энциклопедии русского быта восьмидесятых и девяностых годов, которая называется мелкими рассказами Чехова».
3. Определите тип и стиль текста. На какие признаки текста вы будете опираться при ответе?
Тип текста - описание. Чуковский описывает гостеприимство Чехова, доходившее до страсти, огромную жизненную энергию, феноменальную общительность и любовь к людям, которые и помогли ему создать «энциклопедию русского быта».
Стиль текста – художественный. Автор использует художественные средства для описания хлебосольства Чехова: эпитеты (многолетней нужды, тяжким трудом, безудержной страсти), метафоры (приглашает кучу гостей, весь свой дом набивает гостями), сравнения (гостеприимен, как магнат, дом похож на гостиницу).
4. Охарактеризуйте слова якшаться, кишащие, захолустье с точки зрения сферы их употребления.
Якшаться – это просторечное, неодобрительное слово, означающее «общаться, знаться с кем-либо».
Кишащие – это причастие, образованное от глагола «кишеть» и означающее в прямом значении «шевелящиеся, копошащиеся (о множестве мелких животных), в переносном - (·чаще в сочетании со словами: так и). «находящиеся в большом количестве.
Захолустье – это разговорное слово, означающее «глушь, глухое место; закоулок или малолюдная часть в городе; отдалённое от культурного центра место; чаща в лесу: отдаленное и малонаселенное, малопроезжее место; затишье».
5. Найдите и выпишите сложные слова. Укажите способ их образования.
Гостеприимен < гость, принимать; способ образования суффиксальный и сложение основ.
Хлебосольство < хлеб, соль; способ образования суффиксальный и сложение основ.
Многолетней < много лет; способ образования суффиксальный и сложение основ
Многолюдства < много людей; способ образования суффиксальный и сложение основ
Биографий < био (жизнь), графо (пишу); способ образования суффиксальный и сложение основ
Восьмидесятых < восемь десятков; способ образования сложение основ.
6. Объясните лексическое значение слов магнат, радушие, феноменальный. За помощью можете обратиться к Толковому словарику.
Магнат – 1. Крупный феодал, помещик в некоторых странах Европы (особенно в феодально-крепостнической Польше и Венгрии). В старинной Польше небогатые паны находились в зависимости от магнатов.... 2. Обладатель больших богатств, крупный капиталист. Финансовый магнат. Магнаты капитала. Газетный магнат. [От лат. magnates (мн. ч.) — знатные люди].
Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью помочь, оказать услугу.
Феноменальный (от феномен) - выдающийся по своим свойствам, качествам, силе проявления и т. п.; редкий, необычный.
7. Выполните морфемный разбор слова (в) подмосковной (усадьбе). Назовите способ его образования.
(В) подмосковной2 (усадьбе); подмосковной < Москва; способ образования приставочно-суффиксальный.
8. Заполните таблицу словами из текста и постройте свой ответ в форме рассуждения по теме «Глагол как часть речи».
Глагов в тексте Ифинитив Вид Переходность/ Возвратность/ Время Наклонение Спряжение
(неопределенная непереходность невозвратность
форма)
Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы «что делать? что сделать?» и обозначает действие предмета.
Инфинитив (начальная форма глагола) – это неизменяемая форма глагола. Она только называет действие и имеет постоянные морфологические признаки: совершенный или несовершенный вид, переходность или непереходность, возвратность или невозвратность, I или II спряжение.
Глаголы совершенного вида обозначают завершённое действие и отвечают на вопрос «что сделать?», глаголы несовершенного вида обозначают незавершённое действие и отвечают на вопрос «что делать?».
Переходные глаголы обозначают действие, направленное на предмет, изменяющее или производящее предмет, например: читать книгу, покрасить дверь, порезать хлеб. Все остальные глаголы являются непереходными.
Возвратные глаголы имеют постфикс (суффикс, находящийся после окончания) «-ся» или «-сь». Они называются так потому, что «возвращают» действие на себя, например: умылся – значит, умыл себя. Возвратные глаголы всегда непереходные. Невозвратные глаголы не имеют постфикса «-ся» или «-сь» и могут быть как переходными, так и непереходными.
Глаголы бывают прошедшего, настоящего и будущего времени. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы «что делал? что сделал?» и обозначают действие, которое происходило или произошло в прошлом. Глаголы настоявшего времени отвечают на вопрос «что делает?» и обозначают действие, которое происходит сейчас. Глаголы будущего времени отвечают на вопросы «что будет делать? что сделает?» и обозначают действие, которое будет происходить или произойдёт в будущем.
Глаголы могут быть изъявительного, условного или повелительного наклонения. Глаголы изъявительного наклонения обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле. Глаголы условного наклонения обозначают действия, которые могут произойти при определённых условиях. Такие глаголы всегда употребляются с частицей «бы». Глаголы повелительного наклонения выражают приказ или просьбу.
Глаголы могут быть I или II спряжения. Ко II спряжению относятся все глаголы на «-ить», кроме «брить, стелить», семь глаголов на «-еть» и четыре на «-ать»: гнать, дышать, держать, слышать, обидеть, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, зависеть, смотреть. Все остальные глаголы относятся к I спряжению.
Кроме того, глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам. Могут быть 1, 2, 3 лица, единственного или множественного числа. Глаголы прошедшего времени изменяются по числам и в единственном числе по родам. Могут быть мужского, женского и среднего рода.
Вот такие морфологические признаки имеет глагол.
9. Выпишите местоимения, определите их разряд. Дайте полную морфологическую характеристику местоимений весь, свой, к себе, многим.
Он, у него, ему, к себе, многим, это, таким, всю, весь, свой, их, её, она, всяких, его, какие-то, от этого, в самом, своих, в той, которая, в этом, без этой, с любым, той, что, с такою, всё, всего, в себе, с теми.
Весь (дом)– определит., ед. ч., м. р., в. п.
Свой (дом)– притяж., ед. ч., м. р., в. п.
(К) себе – возврат., д. п.
Многим – неопределён., мн. ч., д. п.
10. Какой частью речи являются выделенные в тексте слова: прилагательными, наречиями, словами категории состояния? Объясните, как вы рассуждали. А каким членом предложения они являются?
Выделенные в тексте слова «весело, бравурно, игриво, затейливо» являются наречиями, потому что зависят от глагола «звал», отвечают на вопрос «как?», обозначают признак действия, в предложении являются обстоятельствами.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением