Упр.114 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 8 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 8 класс, Русское слово:
1. Прочитайте отрывок из рассказа «Огоньки». Сформулируйте тему и основную мысль текста. Определите тип текста. На какие признаки текста вы будете при этом ориентироваться?
Как-то давно, тёмным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под тёмными горами, мелькнул огонёк.
Мелькнул ярко, сильно, совсем близко...
— Ну, слава богу! - сказал я с радостью, — близко ночлег!
Гребец повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опять
апатично налёг на вёсла.
— Далече!
Я не поверил: огонёк так и стоял, выступая вперёд из неопределённой тьмы. Но гребец был прав: оказалось, действительно, далеко.
И долго ещё мы плыли по тёмной, как чернила, реке. Ущелья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, оставаясь назади и теряясь, казалось, в бесконечной дали, а огонёк всё стоял впереди, переливаясь и маня, — всё так же близко и всё так же далеко...
Мне часто вспоминается теперь и эта тёмная река, затенённая скалистыми горами, и этот живой огонёк. Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла...
Но всё-таки... всё-таки впереди — огни!.. (Б. Короленко)
Тема отрывка из рассказа «Огонька В. Короленко» - об огоньке, который увидел рассказчик, казалось, совсем близко, но плыть до него по реке пришлось долго.
Основная мысль текста – чтобы достичь цели в жизни, «приходится налегать на вёсла», прилагать много усилий.
Тип текста – рассуждение-размышление.
Тезис: «Ну, слава богу! – сказал я с радостью, - близко ночлег!» Аргументы: «Гребец…апатично налёг на вёсла. – Далече.», «Гребец был прав: оказалось действительно далеко», «…огонёк всё стоял впереди, переливаясь и маня, - всё так же близко и всё тек же далеко». Вывод: «И опять приходится налегать на вёсла… Но всё-таки… всё-таки впереди – огни!..»
2. Есть ли в тексте разговорные и просторечные слова? Как вы полагаете, с какой целью их использует автор?
В тексте есть разговорное выражение «Ну, слава богу!» и просторечное слово «Далече!». Автор употребляет их для создания непринуждённой обстановки; передачи особенностей речи героев; радость одного героя от того, что скоро закончится долгое плавание по угрюмой реке и будет ночлег; знание особенностей местности вторым героем.
3. Как вы понимаате значение слова апатично? Подберите к нему синонимы.
Апатично – равнодушно, безразлично, безучастно, вяло, холодно.
4. Вспомните разряды наречий по значению. Выпишите из текста наречия, группируя их по разрядам. Наречий каких разрядов нет в тексте? Приведите свои примеры таких слов.
Разряды наречий, которые встретились в тексте:
- образа действия - вдруг, ярко, сильно, опять, апатично, так, часто;
- времени - давно, долго, раньше, после;
- места - впереди, близко, далече, далеко, назади;
- меры и степени - совсем, много;
- неопределённые – как-то.
В тексте отсутствуют наречия причины (сгоряча, сослепу, спросонок) и наречия цели (нарочно, невзначай, специально).
5. Какой частью речи являются выделенные слова: наречием, кратким прилагательным, словами категории состояния? Докажите.
Выделенные слова «ярко», «сильно», «близко» являются наречиями, потому что относятся к глаголу «мелькнул», отвечают на вопросы «как? (ярко, сильно)», «где? (близко)» и обозначают признак действия.
Выделенное слово «далеко» является наречием, потому что зависит от существительного «огни», отвечает на вопрос «где?» и обозначает признак предмета.
6. Выполните морфологический разбор трёх прилагательных (по одному каждого разряда).
7. Как вы думаете, почему в тексте преобладают глаголы в форме прошедшего времени?
В тексте преобладают глаголы прошедшего времени, потому что речь идёт о событиях, произошедших с рассказчиком в далёком прошлом.
8. Выпишите частицы, укажите их значение. Какую роль они выполняют в тексте?
Частица «не» придаёт отрицательное значение словам (не поверил, не одного меня).
Частица «и» придаёт усилительное значение (так и стоял, и долго ещё мы плыли, и опять приходится налегать на вёсла).
Частица «же» придаёт оттенок усиления или выделения смысла слова (так же, в тех же).
Частица «ещё» придаёт оттенок усиления (и долго ещё мы плыли; а огни ещё далеко).
Частица «всё-таки» выражает значение противопоставления содержанию предыдущего высказывания (Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла…).
9. Какие слова, по вашему мнению, часто повторяются в тексте? Почему? Выпишите словосочетания с этими словами. Какими будут эти словосочетания — именными или глагольными?
В тексте часто повторяются слова «тёмный», «огонёк», «огонь». Слово «тёмный», вероятно, олицетворяет трудную жизнь героя, полную неизвестности, борьбы, лишений. Слова «огонёк» и «огонь» как путеводные звёздочки, указывающие путь к цели, как смысл жизни.
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением