Упр.114 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Прочитайте отрывок из рассказа «Огоньки». Сформулируйте тему и основную мысль текста. Определите тип текста. На какие признаки текста вы будете при этом...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 8 класс, Русское слово:
1. Прочитайте отрывок из рассказа «Огоньки». Сформулируйте тему и основную мысль текста. Определите тип текста. На какие признаки текста вы будете при этом ориентироваться?
Как-то давно, тёмным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под тёмными горами, мелькнул огонёк.
Мелькнул ярко, сильно, совсем близко...
— Ну, слава богу! - сказал я с радостью, — близко ночлег!
Гребец повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опять
апатично налёг на вёсла.
— Далече!
Я не поверил: огонёк так и стоял, выступая вперёд из неопределённой тьмы. Но гребец был прав: оказалось, действительно, далеко.
И долго ещё мы плыли по тёмной, как чернила, реке. Ущелья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, оставаясь назади и теряясь, казалось, в бесконечной дали, а огонёк всё стоял впереди, переливаясь и маня, — всё так же близко и всё так же далеко...
Мне часто вспоминается теперь и эта тёмная река, затенённая скалистыми горами, и этот живой огонёк. Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла...
Но всё-таки... всё-таки впереди — огни!.. (Б. Короленко)
Тема отрывка из рассказа «Огонька В. Короленко» - об огоньке, который увидел рассказчик, казалось, совсем близко, но плыть до него по реке пришлось долго.
Основная мысль текста – чтобы достичь цели в жизни, «приходится налегать на вёсла», прилагать много усилий.
Тип текста – рассуждение-размышление.
Тезис: «Ну, слава богу! – сказал я с радостью, - близко ночлег!» Аргументы: «Гребец…апатично налёг на вёсла. – Далече.», «Гребец был прав: оказалось действительно далеко», «…огонёк всё стоял впереди, переливаясь и маня, - всё так же близко и всё тек же далеко». Вывод: «И опять приходится налегать на вёсла… Но всё-таки… всё-таки впереди – огни!..»
2. Есть ли в тексте разговорные и просторечные слова? Как вы полагаете, с какой целью их использует автор?
В тексте есть разговорное выражение «Ну, слава богу!» и просторечное слово «Далече!». Автор употребляет их для создания непринуждённой обстановки; передачи особенностей речи героев; радость одного героя от того, что скоро закончится долгое плавание по угрюмой реке и будет ночлег; знание особенностей местности вторым героем.
3. Как вы понимаате значение слова апатично? Подберите к нему синонимы.
Апатично – равнодушно, безразлично, безучастно, вяло, холодно.
4. Вспомните разряды наречий по значению. Выпишите из текста наречия, группируя их по разрядам. Наречий каких разрядов нет в тексте? Приведите свои примеры таких слов.
Разряды наречий, которые встретились в тексте:
- образа действия - вдруг, ярко, сильно, опять, апатично, так, часто;
- времени - давно, долго, раньше, после;
- места - впереди, близко, далече, далеко, назади;
- меры и степени - совсем, много;
- неопределённые – как-то.
В тексте отсутствуют наречия причины (сгоряча, сослепу, спросонок) и наречия цели (нарочно, невзначай, специально).
5. Какой частью речи являются выделенные слова: наречием, кратким прилагательным, словами категории состояния? Докажите.
Выделенные слова «ярко», «сильно», «близко» являются наречиями, потому что относятся к глаголу «мелькнул», отвечают на вопросы «как? (ярко, сильно)», «где? (близко)» и обозначают признак действия.
Выделенное слово «далеко» является наречием, потому что зависит от существительного «огни», отвечает на вопрос «где?» и обозначает признак предмета.
6. Выполните морфологический разбор трёх прилагательных (по одному каждого разряда).
7. Как вы думаете, почему в тексте преобладают глаголы в форме прошедшего времени?
В тексте преобладают глаголы прошедшего времени, потому что речь идёт о событиях, произошедших с рассказчиком в далёком прошлом.
8. Выпишите частицы, укажите их значение. Какую роль они выполняют в тексте?
Частица «не» придаёт отрицательное значение словам (не поверил, не одного меня).
Частица «и» придаёт усилительное значение (так и стоял, и долго ещё мы плыли, и опять приходится налегать на вёсла).
Частица «же» придаёт оттенок усиления или выделения смысла слова (так же, в тех же).
Частица «ещё» придаёт оттенок усиления (и долго ещё мы плыли; а огни ещё далеко).
Частица «всё-таки» выражает значение противопоставления содержанию предыдущего высказывания (Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла…).
9. Какие слова, по вашему мнению, часто повторяются в тексте? Почему? Выпишите словосочетания с этими словами. Какими будут эти словосочетания — именными или глагольными?
В тексте часто повторяются слова «тёмный», «огонёк», «огонь». Слово «тёмный», вероятно, олицетворяет трудную жизнь героя, полную неизвестности, борьбы, лишений. Слова «огонёк» и «огонь» как путеводные звёздочки, указывающие путь к цели, как смысл жизни.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением