Упр.248 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2018)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
1. Прочитайте рецензию на кинофильм «Остановился поезд» (1982), помещённую в газете в 80-е годы XX века. Найдите ту часть текста, в которой автор рецензии раскрывает основную мысль фильма. С помощью каких языковых средств он заставляет читателя задуматься над проблематикой кинофильма?
Найдите слова, в которых выражена оценка фильма. Убеждает ли вас рецензия в обоснованности этой оценки? В каком стиле написана рецензия?
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Как может показаться на первый взгляд, в ситуации, которую взяли для кинорассказа авторы фильма «Остановился поезд», привлёк конфликт сам по себе: кто виноват, что поезд столкнулся с вдруг сорвавшимися с места платформами? Машинист пытался сделать всё возможное, чтобы предотвратить катастрофу, но при этом погиб.
Как вскоре выяснится, столкновение произошло потому, что под колёса платформ был подложен один тормозной башмак вместо полагающихся двух. Но так всегда поступали на этом перегоне с незапамятных времён...
Кто виноват в смерти машиниста? Не только этот конкретный вопрос волнует создателей фильма. Они ставят его шире: всегда ли каждый из нас поступает по совести, чувствует ответственность за своё дело? Что такое жить честно? Что есть гражданственность моей личной позиции? В этом главный нерв художественной ленты.
Два характера стоят в центре повествования: следователь Ермаков — он ищет виновника катастрофы, и журналист Малинин, решивший написать о подвиге машиниста, чтобы хоть как-то помочь его семье смягчить горе.
А может быть, машинист и сам виноват? Знал же, что локомотив не вполне исправен. А может, жена машиниста — она накануне ссорилась с мужем, тот в дороге нервничал, вот и не заметил вовремя опасности. А может быть, виноват начальник депо? Сценарист А. Миндадзе и режиссёр В. Абдрашйтов, думается, ставили перед собой задачу заставить каждого подумать о своём, о нашем с вами, читатель, отношении к жизни, к делу, к работе. О нашей гражданской позиции или отсутствии её.
Разные точки зрения на подвиг машиниста высказывают герои фильма, разные обнаруживают позиции. Да и подвиг ли это? Совесть — вот судья каждого из персонажей.
В фильме нет ничего бьющего по нервам, задевающего сентиментальные струнки. Есть чёткость позиции, тактичность её выражения без навязывания своих взглядов зрителю. Это и помогает
создать в кинозале атмосферу напряжённого внимания, соучастия зрителей в происходящем па экране.
Нравственность есть правда. Видимо, большинство из нас согласно с этим высказыванием. Но утверждать эту истину надо каждый день: на работе, в семье, на каждом шагу. Решать, как поступить, надо по совести, помня, что от твоих поступков зависят другие люди. Их труд,
счастье, а нередко и жизнь. (В. Линов)
Основная мысль фильма раскрывается в части, где автор рецензии говорит о более широких вопросах, которые ставят создатели фильма: «Они ставят его шире: всегда ли каждый из нас поступает по совести, чувствует ответственность за своё дело? Что такое жить честно? Что есть гражданственность моей личной позиции? В этом главный нерв художественной ленты». Здесь автор указывает, что фильм затрагивает вопросы совести, ответственности и гражданской позиции.
Автор рецензии использует различные языковые средства, чтобы заставить читателя задуматься над проблематикой фильма:
Риторические вопросы: «Кто виноват в смерти машиниста?», «Всегда ли каждый из нас поступает по совести, чувствует ответственность за своё дело? Что такое жить честно? Что есть гражданственность моей личной позиции?»
Параллельные конструкции: «О своём, о нашем с вами, читатель, отношении к жизни, к делу, к работе. О нашей гражданской позиции или отсутствии её.»
Противопоставление: «А может быть, машинист и сам виноват?», «Да и подвиг ли это?»
Инклюзивные местоимения: Использование местоимений «наш», «мы», «наше», что создаёт ощущение общности и вовлечённости читателя в обсуждаемую тему.
Слова, выражающие оценку фильма:
Чёткость позиции: «Есть чёткость позиции, тактичность её выражения без навязывания своих взглядов зрителю.»
Атмосфера: «Это и помогает создать в кинозале атмосферу напряжённого внимания, соучастия зрителей в происходящем на экране.»
Нравственность: «Нравственность есть правда. Видимо, большинство из нас согласно с этим высказыванием.»
Автор рецензии утверждает, что фильм обладает чёткостью позиции и тактичностью в выражении своих взглядов, что способствует созданию атмосферы соучастия и напряжённого внимания. Эти аргументы убедительны, поскольку автор объясняет, как эти качества способствуют восприятию фильма зрителями.
Рецензия написана в публицистическом стиле. Это выражается в использовании ясного и чёткого языка, обращении к широкой аудитории и стремлении побудить читателя к размышлениям. Публицистический стиль также проявляется в наличии риторических вопросов и эмоциональной окраски текста, что помогает автору выразить своё мнение и позицию по поводу фильма.
2. Если вас заинтересовала рецензия, посмотрите фильм «Остановился поезд», воспользовавшись интернет-ресурсами. Совпало ли ваше мнение о фильме с теми выводами, к которым пришёл автор рецензии более тридцати лет назад? Обоснуйте свою точку зрения.
Машинист пытался сделать все возможное, чтобы предотвратить катастрофу, но при этом погиб.
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух предикативных частей, средство связи – подчинительной союз «чтобы»; предложение СПП; придаточное цели:
1 – двусоставное;
2 – односоставное, безличное).
3. Выпишите второе предложение. Выполните его синтаксический анализ.
Недавно я посмотрел фильм «Остановился поезд» (1982) режиссёра Вадима Абдрашитова, и, сопоставив свои впечатления с рецензией, написанной более тридцати лет назад, я обнаружил, что мои выводы во многом совпадают с мнением автора рецензии.
Главная мысль фильма: Рецензия подчёркивает, что фильм поднимает вопросы совести, ответственности и гражданской позиции. В процессе просмотра я также пришёл к выводу, что основной акцент сделан на этическом выборе и личной ответственности каждого человека. Фильм заставляет задуматься о том, как важно поступать по совести и осознавать последствия своих действий.
Чёткость позиции и тактичность: Автор рецензии отмечает, что фильм выражает свою позицию чётко и тактично, не навязывая её зрителю. Действительно, режиссёр Вадим Абдрашитов сумел передать сложные моральные дилеммы без излишнего драматизма или давления на зрителя. Фильм оставляет простор для размышлений, предоставляя зрителю возможность самостоятельно оценить ситуации и поступки героев.
Создание атмосферы: Рецензия утверждает, что фильм создаёт атмосферу напряжённого внимания и соучастия. Мои впечатления от просмотра подтверждают это: сюжет захватывает с первых минут, а развитие событий удерживает внимание до самого конца. Эмоциональная вовлеченность зрителя обеспечивается как актёрской игрой, так и режиссёрскими приёмами.
Помимо совпадений с рецензией, у меня возникли и собственные мысли о фильме.
Фильм, снятый в 1982 году, отражает особенности советской эпохи, когда коллективная ответственность и профессиональная этика были особенно актуальными темами. Этот социальный контекст помогает глубже понять мотивацию героев и значимость их поступков.
В фильме нет однозначных злодеев или героев. Каждый персонаж обладает своими слабостями и сильными сторонами, что делает их более реалистичными и вызывает у зрителя смешанные чувства. Это подтверждает идею, что совесть и моральные выборы каждого человека уникальны и зависят от множества факторов.
Несмотря на временные рамки, проблемы, поднятые в фильме, остаются актуальными и сегодня. Вопросы честности, ответственности и гражданской позиции продолжают волновать общество, и фильм «Остановился поезд» служит напоминанием о важности этих ценностей.
Заключение
Таким образом, моё мнение о фильме во многом совпало с выводами автора рецензии. Фильм «Остановился поезд» действительно заставляет задуматься о важности моральных принципов и личной ответственности. Чёткость и тактичность его посыла, создание атмосферы напряжённого внимания и актуальность поднятых проблем делают этот фильм значимым и сегодня, как
и более тридцати лет назад.
4. Объясните случаи постановки двоеточия в предложениях этого текста.
Они ставят его шире: всегда ли каждый из нас поступает по совести, чувствует ответственность за своё дело?
Объяснение: Двоеточие используется для введения пояснения или уточнения. В данном случае после двоеточия идет перечень вопросов, которые расширяют и конкретизируют основную мысль, указанную перед двоеточием.
Сценарист А. Миндадзе и режиссёр В. Абдрашитов, думается, ставили перед собой задачу заставить каждого подумать о своём, о нашем с вами, читатель, отношении к жизни, к делу, к работе: о нашей гражданской позиции или отсутствии её.
Объяснение: Двоеточие вводит объяснение или конкретизацию к ранее сказанному. В данном случае перед двоеточием идет общая мысль, после двоеточия — конкретное уточнение, на чем именно следует задуматься зрителю.
Есть чёткость позиции, тактичность её выражения без навязывания своих взглядов зрителю: это и помогает создать в кинозале атмосферу напряжённого внимания, соучастия зрителей в происходящем на экране.
Объяснение: Двоеточие вводит причинно-следственное пояснение. В данном случае после двоеточия дается объяснение, как чёткость позиции и тактичность выражения помогают создать определённую атмосферу в кинозале.
Использование двоеточий в тексте служит для введения пояснений, уточнений и причинно-следственных связей, делая текст более структурированным и понятным для читателя.
Внимательно изучите план синтаксического разбора сложного предложения и данные образцы разбора сложноподчи нённых предложений с несколькими придаточными. Спишите образцы, давая необходимые комментарии.
Образцы разбора сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными:
1) Если мне хотя бы в малой доле удалось передать читателю представление о прекрас> ной сущности писательского труда, то я буду считать, что выполнил свой долг перед литературой. (К. Паустовский)
1. Повествовательное, невосклицательное.
2. Главная часть — № 2; придаточные — № 1 и 3.
3. Неоднородное соподчинение.
4. № 1 — придаточное условное; № 3 — придаточное изъяснительное.
5. (если ... ), [то ... ], (что ... ).
2) Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты, когда перед ним отдёргивается розовый флёр, сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие. (М. Лермонтов)
1. Повествовательное, невосклицательное.
2. Главная часть — № 1; придаточные — № 2, 3, 4.
3. Сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением и последовательным подчинением.
4. № 2 — придаточное изъяснительное; № 3 — придаточное изъяснительное; № 4 — придаточное определительное.
5. [...], (когда ...), (когда ...), (сквозь который...).
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением