Упр. Часть ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 7. Прочитайте отрывок из романа М. Шолохова «Тихий Дон». Определите тип речи текста и обоснуйте свой выбор. Укажите, в прямом или переносном значении употреблены...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
7. Прочитайте отрывок из романа М. Шолохова «Тихий Дон». Определите тип речи текста и обоснуйте свой выбор. Укажите, в прямом или переносном значении употреблены выделенные слова. Назовите способы переноса значений слов.
Глухо ворковала вода в затопленном лесу, омывая бледно-зелёные стволы тополей, мерно раскачивая потонувшие вершинки дубовых кустов и молодого осинника; шуршали наклонённые струёй метёлки камыша в залитых озёрах; на разливе, в глухих заводях, — там, где полая вода, отражая сумеречный свет звёздного неба, стояла неподвижно, как заворожённая, — чуть слышно перекликались казарки, сонно посвистывали чирковые селезни да изредка звучали серебряные трубные голоса заночевавших на приволье пролётных лебедей. Иногда всплёскивала в темноте жирующая на просторе рыба; по воде, усеянной золотыми бликами, далеко катилась зыбкая волна, и слышался предостерегающий гогот потревоженной птицы. И снова тишина окутывала Обдонье. Но с рассветом, когда лишь чуть розовели меловые отроги гор, подымался низовой ветер. Густой и мощный, он дул против течения. По Дону бугрились саженные волны, бешено клокотала вода в лесу, стонали, раскачиваясь, деревья. Ветер ревел целый день и утихал глубокой ночью. Такая погода стояла несколько дней.
Тип речи – описание. Автор описывает то, что он видит в лесу на берегу Дона. В тексте присутствуют изобразительно-выразительные средства, свойственные для «описания»: эпитеты (затопленном, бледно-зеленые, розовели меловые, саженные); олицетворения (ветер ревел, волна катилась); сравнения (как завороженная).
Ворковала вода – переносное значение; перенос по сходству признака - олицетворение; «издавать нежные приятные звуки».
Молодого осинника – прямое значение; недавно выросший.
Метелки камыша – прямое значение; ботанический термин; «скопление соцветий у растений».
Глухих заводях – переносное значение – метафора; «тихие, без признаков жизни».
Серебряные голоса лебедей – переносное значение – метафора; перенос по сходству признаков; «мелодично-звонкое звучание».
Вода, усеянная золотыми бликами – переносное значение; перенос по сходству признаков; «цвета золота, блестящими».
Розовели меловые отроги гор – 1. Розовели – прямое значение; «были розового цвета»; 2. Меловые – прямое значение; геологический термин; «образовавшиеся в меловой (мезозойский) период».
Бешено клокотала вода – 1. Бешено – переносное значение; перенос по сходству признака; «с большой силой»; 2. Клокотала – прямое значение; «шумно бурлить».
Стонали деревья –переносное значение – метонимия; перенос по смежности явлений; «издавали протяжные звуки, похожие на стон».
Ветер ревел – переносное значение – олицетворение; перенос по сходству признака; «издает громкие, шумные звуки».
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением