Упр. Часть ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)
Решение #1
Другие ответы на тему:
#язык
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
503. Прочитайте отрывки из трудов о литературном языке писателей и лингвиста. Выделите основные периоды становления русского литературного языка, изложенные в первом и втором фрагментах. Какой период в истории русского литературного языка является четвёртым периодом, по мнению В. Жуковского? С чьим именем связан современный русский литературный язык? Как вы думаете, кто является представителем литературного языка в наши дни?
I. Историю нашей словесности можно разделить на два периода. Первый, по моему мнению, продолжается до последнего десятилетия царствования Екатерины Второй. В начале его три словесника покушались приближить, а не приблизить книжный язык к употребляемому в обществах. Князь Кантемир начал, и с довольным успехом; Тредиаковский хотел перещеголять его, и за недостатком разборчивости составил такой слог, которым смешил даже и современников.
Потом Ломоносов, одарённый превосходным гением, очистил книжный язык от многих слов, обветшалых и неприятных для слуха, подчинил его законам исправленной им грамматики, предложил в риторике своей правила для соблюдения плавного словотечения; и хотя советовал пользоваться чтением церковных книг, но сам начал писать чистым русским языком, понятным каждому состоянию, и заслужил славу первого преобразователя отечественного слова.
(И. Дмитриев)
II. Первый период <...> обнимает всё время между основанием государства и Ломоносовым, который первый произвёл переворот в русском языке, имевший длительное следствие.
<...> К этому периоду относятся лишь немногие памятники; язык ещё не приобрёл никакой установившейся формы.
Второй период (от Ломоносова до Карамзина). Ломоносов, гениальный человек, создавший наш поэтический язык, прежде всего обогатив его множеством поэтических выражений, а затем введя в него новые формы... <...> Одновременно своей грамматикой он начал приводить в порядок нормы, лежащие в основе языка, а своими прозаическими произведениями он продвинул вперёд также и прозу.
Третий период. Его представителями являются Карамзин в прозе и Дмитриев в поэзии. <...> Карамзин открыл тайну слова в прямом значении — ясности, изящества и точности. Вкус, свойственный Карамзину в прозе, является свойством Дмитриева в стихах. Они почти установили язык. В будущем писатели могут его обогатить, внося в него черты, свойственные их личному дарованию, но ему уже не предстоит испытать никаких глубоких изменений.
Настоящий период ещё в цветении. Уже есть писатель, который подаёт надежды сделаться его представителем. Это — молодой Пушкин, поэт, который уже достиг высокой степени совершенства в смысле стиля.
(В. Жуковский)
III. Литературный язык, которым мы пользуемся, — это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее, ибо оно даёт нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времён.
Более пристальное рассмотрение нам показывает, что наш литературный язык часто заставляет нас отливать наши мысли в формы, им заранее заготовленные, что он иногда шаблонизирует нашу мысль; но дальше оказывается, что он же даёт материал для преодоления этих форм, для движения мысли вперёд. Ищущим, настойчиво добивающимся он позволяет быть творцом выражения новой мысли, он позволяет дополнять и развивать себя. Таким образом, он является и нашим отцом и нашим детищем. Что же может быть ближе и дороже нам, чем «наш литературный язык»?
(Л. Щерба)
1. Определите основную мысль каждого фрагмента.
2. Запишите тезисы к первым двум фрагментам, к третьему фрагменту составьте план.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением