Упр. Часть ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)
Решение #1
Другие ответы на тему:
#литература
#реки, моря
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
398. Прочитайте отрывки из рассказа М. Горького «Челкаш». Найдите предложения с деепричастными оборотами и объясните постановку знаков препинания.
1. Ночь была тёмная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным солёным ароматом и ласково звучало, плескаясь от борта судов о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. На далёкое пространство от берега с моря подымались тёмные остовы судов, вонзая в небо острые мачты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой жёлтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-чёрном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день.
2. Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль. Пена, тая, шипела и вздыхала, — и всё кругом было заполнено музыкальным шумом и плеском. Тьма как бы стала живее.
3. Море выло, швыряло большие, тяжёлые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену. Дождь ретиво сёк воду и землю... ветер ревел... Всё кругом наполнялось воем, рёвом, гулом... За дождём не видно было ни моря, ни неба.
1. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор при описании моря? С чем он сравнивает море? Какое место этому образу отведено в рассказе?
2. Какую роль играют деепричастия и деепричастные обороты в создании выразительности текста?
3. В каком порядке расположены данные фрагменты по степени усиления или ослабления признака? Как называется такой приём?
4. Найдите описание моря у И. Бунина (см. упр. 126). Сравните тексты. Каков в них характер изображаемого? Какие ещё писатели и поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Приведите цитаты.
5. Подберите небольшие по объёму тексты публицистического и научного стилей на соответствующую тему. Выделите стилистические особенности текстов.
Для описания моря М. Горький использует следующие выразительные средства:
- эпитеты (тяжелые волны, море было покойно, черно и густо; соленый аромат, мягкий, матово-черный бархат);
- сравнения (море было как масло);
- олицетворения (море дышало, звучало; море спало; море проснулось» оно играло; море выло, швыряло);
- метафоры (соленый аромат; бахрома пены).
Море автор сравнивает с маслом, бархатом, уставшим работником, бахромой.
В рассказе «Челкаш» морю отведена особое роль – оно является неким воплощением главного героя в природе. Море такое же независимое, как главный герой, именно поэтому Челкаш так любит море – он его понимает. Море ассоциируется с мечтами, дает возможность обрести некое душевное спокойствие. Недаром другой герой рассказа, Гаврила, боится моря. Он боится отсутствия твердой почвы под ногами, не видит его красоты. Именно на отношении к морю выстраивается противопоставление характеров героев.
Оба текста описывают грозный характер моря – его состояние перед бурей. Горький используется для этого следующие характеристики: «море швыряло тяжелые волны, выло; все наполнялось воем, ревом, гулом». Бунин же описывает шторм следующим образом: «жадным и бешеным прибоем играло море; высокие волны с грохотом пушечных выстрелов рушились на берег». Оба писателя рисуют картины грозного моря таким образом, чтобы читатель смог как можно более полно ощутить всю стихийность штормовой погоды и представил себе эту картину как можно более ярко.
Помимо Горького и Бунина очень многие поэты и писатели в русской литературе обращались к образу моря. Вспомним, например, Марину Цветаеву. Ее интерес к морской тематике продиктован прежде всего значением ее имени («Марина» в переводе означает «морская»). В ее стихах море зачастую противопоставляется человеку: стихия предстаёт как великая вечная сила, тогда как человек – смертен и слаб душой. «Солнце и звезды в твоей глубине, Солнце и звезды вверху, на просторе. Вечное море < … > В мощные воды твои свой беспомощный дух предаю!». («Молитва к морю»)
Также часто описание моря встречается и в поэзии М.Ю. Лермонтова. Лермонтов прибегал к морской тематике в ранний период своего творчества. У Лермонтова море – символ романтики одиночества, как правило море спокойно, хотя и безжалостно и холодно по отношению к человеку. «Волны катятся одна за другою, С плеском и шумом глухим; Люди проходят ничтожной толпою Также один за другим» («Волны и люди».).
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением