Упр.86 ГДЗ Греков Крючков 10-11 класс (Русский язык)
Решение #1
Решение #2
Решение #3
Решение #4

Другие ответы на тему:
#рассуждения
#язык
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Греков, Крючков, Чешко 10 класс, Просвещение:
86. Прочитайте текст. К какому стилю он относится? Озаглавьте его и составьте план. Приведите примеры, доказывающие основные положения текста. Объясните употребление знаков препинания в последнем абзаце. Подготовьтесь к пересказу этого текста.
Что же сближает и различает тропы и фигуры? И то и другое — намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь к себе внимание, замедлить чтение, задуматься, глубже понять смысл. И тропы, и фигуры — образные средства художественной речи. Но между ними есть и различия.
Троп — это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный с какими-то смысловыми отношениями с первым. Одно воспринимается через другое, более известное. Троп, таким образом, представляет собой определённую форму поэтического мышления; он обогащает мысль новым содержанием.
Фигура, напротив, форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше познание. Её главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным. Особая группировка слов, их определённое расположение способны во много раз увеличивать эмоциональное воздействие текста. (По Л. А. Новикову)
Ответ 1
Стиль текста: учебно-научный.
Озаглавление: "Тропы и фигуры в художественной речи: сходства и различия".
План:
Введение: Общая характеристика тропов и фигур в художественной речи.
Тропы: а) Определение тропов и их цель. б) Примеры тропов и их роль в обогащении мысли и смысла.
Фигуры: а) Определение фигур и их основное назначение. б) Примеры фигур и их воздействие на текст и читателя.
Заключение: Роль тропов и фигур в художественной речи и их значимость для эмоционального воздействия.
Примеры, доказывающие основные положения текста:
Пример тропа: "Любовь — огонь" (перенос значения слова "огонь" с его обычного физического значения на абстрактное чувство "любовь"), что позволяет выразить глубокое и страстное чувство.
Пример фигуры: "Море волновалось, вздымаясь в гигантских валах и грозно грозя побережью." (повтор слов "волны" и "грозно грозя" создают эффект яркого и мощного природного явления).
Употребление знаков препинания в последнем абзаце объясняется тем, что автор использует двоеточие для введения пояснения или разъяснения предыдущего утверждения.
Ответ 2
Стиль: учебно-научный стиль.
Заголовок: "Тропы и фигуры: сходства и различия".
План: I. Введение
Указание на сходства и различия между тропами и фигурами.
Цель использования тропов и фигур в художественной речи.
II. Определение тропа и ее особенности
Изменение основного значения слова.
Перенос значения с одного предмета или явления на другое.
Обогащение мысли новым содержанием.
III. Определение фигуры и ее особенности
Форма речи, не связанная с поэтическим мышлением.
Усиление впечатления, делая текст более ярким и выразительным.
Роль группировки и расположения слов для увеличения эмоционального воздействия.
IV. Заключение
Подчеркивание важности троп и фигур в художественной речи.
Примеры, доказывающие основные положения текста:
Тропа: "белый день" вместо "ясный день", где значение "ясный" переносится на цвет.
Фигура: "река течет между соснами, собирая песни на своем пути", где группировка слов и их расположение создают наглядное и выразительное описание.
Употребление знаков препинания в последнем абзаце (прямая речь и двоеточие) используется для включения цитаты или примера, который подтверждает иллюстрацию рассуждений о фигурах и их роли в эмоциональном воздействии текста.
Ответ 3
Стиль текста – научно-популярный. Признаки стиля:
- логичность и последовательность изложения материала: текст построен по принципу сравнения и противопоставления (тропы vs фигуры)
- терминологическая точность: используются специальные термины литературоведения (тропы, фигуры, поэтическое мышление)
- абстрактность и обобщённость: преобладают абстрактные понятия (значение, содержание, форма, познание)
- объективность изложения: автор излагает научную точку зрения, не прибегая к эмоциональной оценке
- структурированность: текст имеет чёткую композицию — от общего к частному, от сравнения к противопоставлению
- пояснительный характер: автор даёт развёрнутые определения и пояснения (что такое троп, что такое фигура)
- научный подход: присутствует анализ различий между понятиями, их функций и назначения
При этом текст доступен для понимания неспециализированной аудиторией благодаря:
- использованию понятных примеров
- последовательной структуре изложения
- отсутствию избыточной терминологии
- чётким формулировкам определений
1.
Названия:
- Тропы и фигуры речи: сходства и различия
- Особенности художественного языка: тропы и фигуры
- Сравнительный анализ тропов и фигур речи
- Тропы и фигуры в системе выразительных средств языка
- Роль тропов и фигур в создании художественной выразительности
2.
План текста:
1. Введение.
2. Общие черты тропов и фигур.
3. Определение и особенности тропов.
4. Определение и особенности фигур.
1. Общее свойство тропов и фигур – отклонение от обычной речи для привлечения внимания.
«Не жалею, не зову, не плачу, / Всё пройдёт, как с белых яблонь дым» (С. Есенин) – здесь используется анафора и сравнение, что заставляет читателя замедлиться и задуматься о смысле.
2. Тропы как форма поэтического мышления, обогащающая содержание.
1) «Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя» (А. Пушкин) – олицетворение бури делает её живым существом, расширяя наше представление о природном явлении.
2) «Кудрявый дым» - эпитет создаёт новый образ, позволяя увидеть движение и форму дыма.
3) «Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой» (А.С. Пушкин) – метафора превращает улей в келью, наделяя его новыми смыслами.
3. Фигуры как средство усиления выразительности без изменения содержания.
«В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов» (А.С. Грибоедов) – градация усиливает эффект, создавая нарастающее напряжение.
4. Различие в воздействии тропов и фигур:
1) троп: «золотые руки» - метафора меняет наше представление о мастерстве человека.
2) фигура: «Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза» (С. Есенин) – анафора усиливает впечатление, но не меняет смысл.
Фигура, (запятой выделяется вводное слово) напротив, (запятой выделяется вводное слово) форма речи, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи противительного союза а) а не поэтического мышления: (двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением причины) она не вносит ничего нового, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) расширяющего наше познание. Её главное назначение – (подлежащее выражено существительным в именительном падеже, а сказуемое - инфинитивом) усилить впечатление от чего-либо, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) сделать его более ярким, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) выразительным, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) наглядным. Особая группировка слов, (запятая между однородными подлежащими, соединёнными при помощи бессоюзной связи) их определённое расположение способны во много раз увеличивать эмоциональное воздействие текста.
В тексте говорится о том, что тропы и фигуры речи имеют как общие черты, так и существенные различия.
Общим для них является то, что и тропы, и фигуры представляют собой намеренное отклонение от обычной речи. Их главная цель – привлечь внимание читателя, замедлить процесс чтения, заставить задуматься и глубже понять смысл текста. Оба явления являются образными средствами художественной речи.
При этом между ними есть принципиальные различия. Троп – это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный с ним определёнными смысловыми отношениями. Троп представляет собой форму поэтического мышления и обогащает мысль новым содержанием.
Фигура же – это особая форма речи, а не мышления. В отличие от тропа, она не вносит ничего нового в познание, а лишь усиливает впечатление, делает текст более ярким, выразительным и наглядным. Её воздействие основано на особой группировке слов и их определённом расположении, что значительно увеличивает эмоциональное воздействие текста на читателя.
Таким образом, тропы и фигуры, имея общую цель, работают по-разному: первые обогащают содержание, а вторые усиливают форму выражения мысли.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением