Упр.386 ГДЗ Греков Крючков 10-11 класс (Русский язык)
Решение #1
Решение #2

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Греков, Крючков, Чешко 11 класс, Просвещение:
386. Прочитайте текст. Определите тип речи. Выпишите из текста односоставные предложения. Определите их тип. Какую роль играют эти предложения в тексте?
Стал вспоминать. Деревня... Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся прясла... Попадаются ещё небольшие озерки; вечерами вода в них гладкая-гладкая, и вся заря как в зеркале. Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озёр, думать... В душу с тишиной вместе вкрадывается беспокойно-нежное чувство ко всему на свете. Грустно немного, но кто-то будто шепчет в ухо: подожди, подожди, дружок.
Далеко-далеко проскачет табун лошадей в ночное, повиснет над дорогой, в воздухе полоска пыли и долго держится. И опять тихо. Что за тишина такая на земле! (В. Шукшин)
В неполных предложениях пропуск членов предложения может обозначаться на письме с помощью тире, например: Дела булочной шли хорошо, лично мои — всё хуже. (М. Г.)
Тип речи: описание с элементами повествования.
Описание проявляется через:
- детальную картину деревенского пейзажа
- перечисление конкретных деталей: серые избы, пыльная улица, крапива у плетней
- описание природных явлений: гладкая вода, заря в зеркале
- передача эмоционального состояния автора
Элементы повествования видны в следующих фрагментах:
- «стал вспоминать» - начало повествования
- «проскачет табун лошадей» - динамичная сцена
- «повиснет над дорогой полоска пыли» - развитие действия
Особенности текста:
- преобладает статичная картина с редкими динамичными вставками
- автор использует художественные средства для создания образа: эпитеты (беспокойно-нежное чувство, гладкая-гладкая вода), метафоры (заря как в зеркале), олицетворение (кто-то шепчет в ухо)
- текст насыщен деталями, создающими атмосферу деревенской жизни
- присутствует эмоциональная оценка описываемого
Таким образом, основной тип речи – описание, но оно органично переплетается с элементами повествования, что создает живую, динамичную картину деревенской жизни с глубоким эмоциональным подтекстом.
Стал вспоминать. (определённо-личное)
Деревня... (назывное)
Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся прясла.. (назывное)
Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озёр, думать... (безличное)
Грустно немного... (безличное)
...подожди, подожди, дружок. (определённо-личное)
И опять тихо. (безличное)
Что за тишина такая на земле! (назывное)
В данном тексте неполные предложения играют важную стилистическую и смысловую роль.
Создание разговорной интонации. Неполные предложения придают тексту естественность, приближая его к живой речи. Это соответствует общей стилистике Шукшина, который мастерски сочетает литературный язык с разговорным.
Усиление выразительности. Пропуск слов создает эффект паузы, задумчивости, как в примере «Стал вспоминать. Деревня…». Эллипсис усиливает эмоциональность высказывания, например, в фразе «И опять тихо. Что за тишина такая на земле!»
Передача внутреннего состояния героя. Неполные конструкции помогают передать размышления, воспоминания, эмоциональные переживания и состояние покоя.
Структурирование текста. Такие предложения создают ритмичность повествования, помогают выделить ключевые образы и делают текст более динамичным.
Создание художественной образности. Неполные предложения усиливают живописность описания, помогают создать атмосферу деревенской жизни и передают неспешность деревенского быта.
Психологический аспект. Через неполные предложения автор показывает глубину переживаний героя, передает его эмоциональное состояние и создает атмосферу задумчивости и созерцательности.
Неполные предложения в тексте выполняют важную художественную функцию, помогая создать живую, эмоционально насыщенную картину деревенской жизни и передать внутреннее состояние лирического героя. Они становятся одним из средств создания особого шукшинского стиля, сочетающего в себе простоту и глубину, разговорность и художественную выразительность.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением