Упр.27 ГДЗ Греков Крючков 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 7. I. Прочитайте и укажите лексическое значение выделенных слов. Проверьте себя по школьным толковым словарям русского языка. Расскажите, какие способы применяют...

Решение #2

Изображение 7. I. Прочитайте и укажите лексическое значение выделенных слов. Проверьте себя по школьным толковым словарям русского языка. Расскажите, какие способы применяют...
Дополнительное изображение

Решение #3

Изображение 7. I. Прочитайте и укажите лексическое значение выделенных слов. Проверьте себя по школьным толковым словарям русского языка. Расскажите, какие способы применяют...

Решение #4

Изображение 7. I. Прочитайте и укажите лексическое значение выделенных слов. Проверьте себя по школьным толковым словарям русского языка. Расскажите, какие способы применяют...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Греков, Крючков, Чешко 10 класс, Просвещение:
7. I. Прочитайте и укажите лексическое значение выделенных слов. Проверьте себя по школьным толковым словарям русского языка. Расскажите, какие способы применяют составители данного словаря для раскрытия лексического значения слов. Спишите словосочетания.
Говорить с чувством собственного достоинства, вдохновлять на трудовые подвиги, проявить большое мужество, решить сложную проблему, проектировать спортивный комплекс, соз.. дательный труд, полезная инициатива, справедливые требования.
II. Подберите к каждому выделенному в п. I слову по одному однокоренному слову, составьте словосочетания и запишите их.
Ответ 1
Для раскрытия лексического значения слов, составители данного словаря применяют следующие способы:
Семантические пояснения: В словаре могут быть даны разъяснения значения слова через определение его смысловых характеристик, связанных с конкретными контекстами.
Синонимы: Предоставление синонимов позволяет более полно и точно охарактеризовать значение слова, указывая на сходство его смысловых оттенков.
Антонимы: Предоставление антонимов помогает уяснить противоположное значение слова и контекст, в котором оно может быть использовано.
Ответ 2
Для раскрытия лексического значения слов в данном словаре составители применяют следующие способы:
Указание на контекст и использование контекстуальных примеров.
Предоставление синонимов и антонимов.
Пояснение значения слова с помощью определений и пояснений.
Приведение словосочетаний, которые помогают уяснить употребление и значение слова в конкретных контекстах.
Ответ 3
I
Прочитайте и укажите лексическое значение выделенных слов.
Достоинство – 1. Положительное, желательное качество. 2. Уважение к себе, осознание своих прав, своей значимости, независимость взглядов, суждений. 3. Внешнее проявление уважения к себе.
Вдохновлять – 1. Пробуждать или вызывать в ком-либо, чём-либо творческий подъём, прилив творческих сил. 2. Побуждать к каким-либо действиям, поступкам; воодушевлять на что-либо.
Мужество – спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности; душевная стойкость и смелость; вообще совокупность качеств, ожидаемых от мужчины.
Проблема – 1. Сложный вопрос; задача, требующая разрешения. 2. Трудность, препятствие.
Проектировать – 1. Разрабатывать, составлять проект. 2. Предполагать, намечать, собираться создать или сделать что-либо.
Созидательный – создающий что-либо новое, творческий, направленный на построение, развитие и создание чего-либо полезного (о труде, деятельности, процессе).
Инициатива – 1. Начинание, почин, предложение. 2. Руководящая, ведущая роль, активность в какой-либо ситуации. 3. Способность к самостоятельным активным действиям.
Справедливый – 1. Беспристрастный, действующий по соображениям совести и правды. 2. Соответствующий моральным и правовым нормам.
Расскажите, какие способы применяют составители школьного толкового словаря русского языка для раскрытия лексического значения слов.
Составители школьных толковых словарей русского языка используют несколько основных способов для раскрытия лексического значения слов.
Синонимический способ предполагает раскрытие значения слова через подбор близких по смыслу синонимов. Например: дискуссия – спор, обсуждение; клише – рисунок, чертёж; зодчий – архитектор.
Перечислительный способ объясняет значение слова через перечисление объектов, которые оно обозначает. Например: морфема – приставка, корень, суффикс; приматы – полуобезьяны, обезьяны, человек; гнус – комары, мошки, слепни.
Описательный способ включает два элемента: указательное слово (родовая сема) и набор отличительных признаков (видовые семы). Например: апологет – тот, кто выступает с предвзятой защитой; наперерез – так, чтобы пересечь чей-либо путь.
Отрицательный способ раскрывает значение через указание на отсутствующие свойства. Например: бескультурье – отсутствие культуры; суша – часть земли, не покрытая водой.
Отсылочный способ применяется для производных слов с указанием на исходное слово. Например: древность – см. древний; красавчик – ласкательная форма от красавец.
Для наиболее полного раскрытия значения слова составители часто комбинируют несколько способов толкования, что позволяет точнее передать все оттенки смысла.
Спишите словосочетания.
- говорить с чувством собственного достоинства
- вдохновлять (словарное слово) на трудовые подвиги
- проявить большое мужество
- решить сложную проблему (словарное слово)
- проектировать (проверочное слово: проект) спортивный комплекс
- созидательный (словарное слово) труд
- полезная инициатива (словарное слово)
- справедливые (словарное слово) требования
II
Достоинство – достойный; достойный человек
Вдохновлять – вдохновение; поэтическое вдохновение
Мужество – мужчина; справедливый мужчина
Проблема – проблемный; проблемный характер
Проектировать – проект; масштабный проект
Созидательный – созидание; созидание мира
Инициатива – инициативный; инициативный ученик
Справедливый – справедливость; торжество справедливости
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением