Упр.461 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 461 Прочитайте текст и запишите его, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Озаглавьте текст так. чтобы в названии была отражена тема.На...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 11 класс, Просвещение:
461 Прочитайте текст и запишите его, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Озаглавьте текст так. чтобы в названии была отражена тема.
На берегу (П, п)лещеева озера (в)близи древнего русского города Переславля-Залесского на красивом холме расположена усадьба Ботик где хранится ботик Петра (П, н)ервого. <:...:>
Не успел я взойти на Гремячую горку и оглядеться как Надежда Павловна жена сторожа Ботика рассказала мне о Петре что он был большой любит..ль воды и раз увидев издали Пле-щеево озеро повернул коня и прямо спелыми полями поск..кал к воде. А в деревне Веськово баба жала рож(?) и как увид..ла что какой(то) верх..вой топч..т прин..лась честить его всякими скверными словами. Петру будто(бы) это очень понравилось он щедро наградил веськовских муж..ков и некоторых даже постоянно звал к себе на совет думу думать. С тех пор вот и пошли в селе Думновы знач..т кто-нибудь из его родни непременно с Петром думу думал.
Я осм..трел домик где хранится единстве(н, нн)ый уцелевший от всей большой петровской потешной флотилии ботик с ирогнивш..м дном вспомнил из истории как Пётр приехав сюда через тридцать лет возмутился небрежным хранением остатков флота и тут написал свой суровый указ в..еводам переславль-ским”. (С)начал.. конечно это подогрело воевод а потом опять стало гнить пока от всех кор..блей не остался единственный ботик переходивший из рук в руки частных вл..дельц..в усадьбы. Царь Николай I наконец приналёг на владимирских дворян они выкупили ботик построили тут (не)большой дворец триумфальную арку и мрам..рный памятник с надписью из указа Петра.
Падл..жиг вам во..водам переславльским беречи остатки к..раблей яхт галер а буде опустите то взыск..но будет на вас и на п..томках ваших яко пренебрегших сей указ.
Настрое(н, нн)ый словами Петра я подошёл к обрыву Гремячей горы посмотреть на озеро как на к..лыбель русского флота.
(М. М. Пришвин)
Колыбель русского флота
Па берегу Плещеева (имя собств.) озера, вблизи (нареч.) древнего русского города Переславля-Залесского, (запятыми выделяется уточн. об.) на красивом холме расположена усадьба Ботик, (запятая разделяет части СПП) где хранится ботик Петра Первого (имя собств.). <...>
Не успел я взойти на Гремячую горку и оглядеться, (запятая разделяет части СПП) как Надежда Павловна, жена сторожа Ботика, (запятыми выделяется уточн. об.) рассказала мне о Петре, (запятая разделяет части СПП) что он был большой любитель (неизм. суффикс) воды и раз, увидев издали Плещеево озеро, (запятыми выделяется дееприч. об.) повернул коня и прямо спелыми полями поскакал к воде. А в деревне Веськово баба жала рожь (сущ. 3-го скл.) и, (запятая разделяет части СПП) как увидела (от «увидеть»), (запятая разделяет части СПП) что какой-то (неопред. мест.) верховой (после тв. согл.) топчет (топтать, I спр.), (запятая после придат. предл.) принялась (от «принять») честить его всякими скверными словами. Петру будто бы (частица «бы» – раздельно) это очень понравилось (от «понравиться»), (запятая разделяет части БСП) он щедро наградил (награда) веськовских мужиков (мужик, жи-ши) и некоторых даже постоянно звал к себе на совет думу думать. С тех пор вот и пошли в селе Думновы, значит (значить, II спр.), (запятыми выделяется ввод. сл.) кто-нибудь из его родни непременно с Петром думу думал.
Я осмотрел (осмотр) домик, (запятая разделяет части СПП) где хранится единственный (неизм. суффикс прил.) уцелевший (целый) от всей большой петровской потешной флотилии ботик с прогнившим (каким?) дном, (запятая после придат. предл.) вспомнил из истории(запятая разделяет части СПП), как Пётр, приехав сюда через тридцать лет, (запятыми выделяется дееприч. об.) возмутился небрежным хранением остатков флота и тут написал свой суровый указ воеводам (словар.) переславльским. Сначала (от «начало»), конечно, (запятыми выделяется ввод. сл.) это подогрело воевод, (запятая перед противит. союзом) а потом опять стало гнить, (запятая разделяет части СПП) пока от всех кораблей (корабль) не остался единственный ботик, (запятая выделяет прич. об.) переходивший из рук в руки частных владельцев (власть; в сущ. за корнем без ударения после «ц» пишется е) усадьбы. Царь Николай I, наконец, (запятыми выделяется ввод. сл.) приналёг на владимирских дворян, (запятая разделяет части БСП) они выкупили ботик, (запятая разделяет однород. сказ.) построили тут небольшой (= маленький) дворец, (запятая разделяет однород. дополн.) триумфальную арку и мраморный (словар.) памятник (словар.) с надписью из указа Петра.
«Надлежит (словар.) вам, воеводам (словар.) переславльским, (запятыми выделяется обращение) беречи остатки кораблей (словар.), (запятая разделяет однород. дополн.) яхт, (запятая разделяет однород. дополн.) галер, (запятая перед противит. союзом) а буде опустите, (запятая разделяет части СПП) то взыскано (от «взыскать») будет на вас и на потомках (словар.) ваших, (запятая выделяет сравн. об.) яко пренебрегших (= очень) сей указ». (цитата заключается в кавычки)
Настроенный (прич. сов. в.) словами Петра, (запятыми выделяется прич. об. перед определяемым словом местоимением) я подошёл к обрыву Гремячей горы посмотреть на озеро, (запятая выделяет распространённое приложение) как на колыбель (словар.) русского флота. (М. М. Пришвин)
Переславльским2
1. Объясните смысл метафоры «колыбель русского флота». В качестве аргументов используйте примеры из прочитанного вами текста.
Колыбель русского флота – место, где впервые создавались прототипы кораблей, созданных при Петре I: «Я осмотрел домик, где хранится единственный уцелевший от всей большой петровской потешной флотилии ботик с прогнившим дном».
2. Признаки какого стиля проявляются в тексте М. М. Пришвина? Свои выводы подтвердите анализом текста.
В данном тексте проявляются признаки публицистического стиля – очерка. В нём кратко описываются социально значимые жизненные события. В тексте используются средства выразительности: эпитеты (на красивом холме, спелымиполями), метафоры (переходя из рук в руки, колыбель русского флота), сравнения(яко пренебрегших сей указ), цитаты («Надлежит вам, воеводам переславльским, беречи остатки кораблей, яхт, галер, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших сей указ»)
3. Проанализируйте текст надписи на мраморном памятнике Петру, о котором рассказывает М. М. Пришвин:
а) какие слова в нём являются архаизмами, какие — историзмами:
архаизмы: яко, сей, буде, беречи;
историзмы: воеводы;
б) какие грамматические формы являются архаичными, устаревшими;
архаичные формы: буде опустите, взыскано будет на вас и на потомках ваших, беречи;
устаревшие формы: надлежит вам.
в) какие обороты речи, словосочетания отражают далёкое прошлое нашего языка.
обороты речи, словосочетания, отражающие далёкое прошлое нашего языка: буде опустите, яко, беречи.
4. Дайте толкования лексических значений выделенных слов и словосочетаний.
Спелые поля – поля, на которых созрел урожай.
Честить – ругать.
Думу думать – принимать решения.
Потешная флотилия – флотилия, созданная в 1688 на озере Плещееве около города Переславль-Залесского "потешными" под руководством Петра I и ставшая началом строительства русского военно-морского флота. В нее входили 2 малых фрегата и 3 яхты.
Триумфальная арка – архитектурный памятник, монументальное сооружение, представляющее собой архитектурно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при въезде в города, в перспективе улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных исторических событий.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением