Упр.460 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 460 Прочитайте ответы интервью лингвиста Максима Анисимовича Кронгауза, которое записала журналист Алла Березовская. Полный текст интервью опубликован на портале...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 11 класс, Просвещение:
460 Прочитайте ответы интервью лингвиста Максима Анисимовича Кронгауза, которое записала журналист Алла Березовская. Полный текст интервью опубликован на портале «Русский мир». Озаглавьте интервью.
Мы вот тут с вами копья ломаем, охаем-ахаем, сокрушаемся, куда, мол, катится русский язык, каким законом защитить его от поругания и коверканья? А известный российский учёный-лингвист, доктор филологических наук Максим Кронгауз уверен, что русскому языку ничего не грозит, ибо вся мощь его и сила основывается на двух столпах — великой русской литературе и огромном количестве людей, которые всегда будут говорить по-русски.
Защищать — от кого?
— Сегодня только ленивый не коверкает русский язык, это уже становится модой. А Вы говорите — его не надо защищать? Что с ним тогда будет?
— Это ничего общего с действительностью не имеет. Всё происходящее — всего лишь приспособление языка к новым условиям жизни, то есть ко внешним и социальным изменениям, вызванным перестройкой 1990-х годов, когда наш язык и начал меняться, а также к новым коммуникативным пространствам, я имею в виду Интернет.
— Вы же сами говорите, что русский язык уже несколько лет находится на грани нервного срыва — цитирую названия Ваших книг. Значит, ситуация катастрофическая, почему же тогда Вы, лингвист, выступаете против защиты языка?
— Мне кажется важным противостоять этому жанру, который я называю «плач но русскому языку». Конечно, мы все консерваторы, и чем старше, тем консервативнее и тем нам труднее допускать, что язык, одна из величайших наших культурных ценностей, со временем меняется. Нам горько сознавать, что наши дети и внуки говорят иначе, чем мы. Но это необратимый процесс. Никто не может вынуть из кармана волшебную палочку и сделать так, чтобы писатель сейчас писал, как это делали когда-то, скажем, мои любимые Юрий Трифонов или Фазиль Искандер. Не говоря уже о том, чтобы они писали, как Тургенев. Это надо понимать.
В этом смысле слово защита меня возмущает. От кого защищать? По сути, защищать надо от нас самих — носителей этого языка.
Если язык меняется, то в этом есть некая потребность нашей с вами жизни. Поэтому предъявлять языку претензии в том, что он меняется, — это не только неправильно, но и глупо.
Название: «Защищать или не защищать русский язык?»
1. Определите коммуникативную задачу автора интервью. Сформулируйте позицию интервьюируемого.
Коммуникативная задача автора интервью – предоставить собеседнику возможность высказаться по интересующему всех вопросу защиты русского языка.
Интервьюируемый придерживается позиции «незащиты» русского языка. Он уверен, что изменения в языке необратимы и естественны.
2. А. Березовская назвала интервью словами М. А. Кронгауза “Русский язык в защите не нуждается». Сравните свой вариант названия с авторским. Подумайте. как название интервью позволило интервьюеру перейти непосредственно к беседе.
Оригинальное название позволило автору интервью задать тему для последующей беседы, подготовить читателей к предмету разговора.
3. Как бы вы ответили на вопросы, заданные лингвисту? Сформулируйте свои вопросы, сохраняя тему интервью.
Язык не надо защищать, так ка его изменения логичны и последовательны. Творческая гибкость языка позволяет ему не бездумно изменяться и впитывать неологизмы, а превращать новую лексику в органичное продолжение нашей речи.
Возможные вопросы: «Зачем нужно защищать язык от нас самих? Как мы можем навредить языку?»
4. Проанализируйте языковые особенности текста, средства речевой выразительности. Определите их соответствие задачам публицистического стиля.
Языковые особенности текста, средства языковой выразительности: – наличие вопросов (как части интервью);
– столкновение точек зрения собеседников;
–фразеологизмы (копья ломаем, на двух столпах);
– разговорная речь (охаем-ахаем; куда, мол; сокрушаемся);
– эпитеты (великой литературы, ситуация катастрофическая; одна из величайших культурных ценностей; волшебную палочку);
–метафоры (русский язык находится на грани срыва; плач по русскому языку; горько осознавать).
Всё это позволяет в полной мере раскрыть публицистический стиль интервью.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением