Параграф 16 ГДЗ Пасечник 10 класс Углубленный уровень (Биология)

Изображение § 16. Вирусы — неклеточная форма жизниВспомните:1. Какие организмы относят к паразитам?К паразитам относят организмы, живущие на поверхности или внутри другого...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Рубцов 10 класс, Просвещение:
§ 16. Вирусы — неклеточная форма жизни
Вспомните:
1. Какие организмы относят к паразитам?
К паразитам относят организмы, живущие на поверхности или внутри другого организма (хозяина), извлекая из него питательные вещества. Например, клещи, паразитические черви, вирусы, болезнетворные бактерии.
2. Что представляют собой вирусы?
Вирусы представляют собой неклеточную форму жизни. Они способны проникать в живые клетки и размножаться только внутри их, используя для этой цели биосинтетические и энергетические системы клетки хозяина. Вирусы являются внутриклеточными паразитами.
3. Какие вирусы вам известны?
Например, вирусы гриппа, оспы, полиомиелита, ВИЧ.
Проверьте себя
1. Почему вирусы можно считать внутриклеточными паразитами?
Вирусы можно считать внутриклеточными паразитами, потому что они способны проникать в живые клетки и размножаться только внутри их, используя для этой цели биосинтетические и энергетические системы клетки хозяина. Пока вирус не проник в клетку-хозяина, в нём не протекает никаких биохимических реакций, он не может размножаться и т.д.
2. Почему вирусы считают неклеточной формой жизни?
Любая клетка состоит из ядра и цитоплазмы, в которой происходят все биохимические процессы. Вирус же — это всего лишь часть ДНК или РНК и несколько оболочек (белковая и липопротеиновая).
3. Каковы особенности строения вирусов? Расскажите об этом на конкретных примерах.
Рассмотрим строение вируса табачной мозаики. Он имеет вид отдельных частиц, каждая из которых представляет собой цилиндр, состоящий из молекул белка. В полости цилиндра располагается молекула РНК, свёрнутая в спираль. В листьях табака вирусные частицы формируют агрегаты в виде кристаллов шестигранной формы, которые видны в электронный микроскоп.
Вторым характерным примером вируса является бактериофаг, живущий в клетках кишечной палочки. Его тело состоит из головы, хвоста и нескольких хвостовых нитей. Снаружи голова и хвост покрыты белками оболочки. Внутри головы располагается молекула ДНК, а внутри хвоста проходит канал. Бактериофаг прикрепляется к оболочке кишечной палочки, растворяет её, после чего ДНК вируса впрыскивается им в клетки бактерии.
К сложным вирусам относится вирус гриппа. Это РНК-содержащий вирус, капсид которого снаружи покрыт остатками клеточных мембран, содержащих белки-гликопротеины. Гены этих белков часто мутируют, что приводит к появлению новых штаммов (локальных разновидностей) вируса. Из-за этого иммунная система человека, который уже один раз болел гриппом, «не узнаёт» антигены таких новых штаммов, что приводит к возникновению эпидемий.
4. Каковы основные пути заражения вирусами? Приведите примеры.
Заражение вирусами происходит воздушно-капельным путём, половым путём, с пищей и водой, при укусе кровососущих насекомых, при переливании заражённой крови, при пользовании грязными медицинскими инструментами.
Например, воздушно-капельным путём передаются вирусы гриппа, ветряной оспы, аденовирусная инфекция.
Через кровь (во время операции, при внутривенных инъекциях, удалении зуба, переливании крови, при укусах животных) передаются вирусы гепатита В, С, Е и Д, бешенство, клещевой энцефалит, СПИД.
Через пищу, грязные руки, воду передаётся вирус гепатита А или так называемая болезнь Боткина.
Половым путём передаются СПИД, гепатиты В, С, Д, Е, герпес, папилломатоз человека.
5. Каковы основные меры профилактики вирусных заболеваний?
Для профилактики вирусных заболеваний применяют:
1) стимулирование иммунной системы. Для этого применяют закаливание, проводят общее укрепление организма или принимают некоторые препараты (например, белок интерферон, который помогает клеткам справляться с вирусами);
2) вакцинацию. Человеку вводят вирусные белки, фрагменты этих белков или вирусные частицы с разрушенной нуклеиновой кислотой. Введение такого препарата (его называют вакциной) вызывает образование в организме человека специфических белков-антител, которые распознают белки-антигены данного вируса и запоминают их;
3) введение сыворотки. Если по каким-то причинам невозможно провести вакцинацию, а вирус проник в организм, человеку вводят уже готовые антитела, выделенные из сыворотки крови животных (такой препарат называют иммунной сывороткой). Так поступают, например, после укуса человека бешеным животным для нейтрализации вируса бешенства.
1. Какие особенности отличают вирусы от других живых организмов? Представьте ответ на вопрос в форме таблицы.
2. Используя дополнительные источники информации, подготовьте короткое сообщение в виде презентации о сходстве СПИДа и вирусного гепатита В.
1 слайд
Сходство СПИДа и вирусного гепатита В
2 слайд
СПИД
Синдром приобретённого иммунодефицита, или СПИД, — это жизнеугрожающее состояние иммунной системы, при котором развиваются тяжёлые инфекционные болезни и опухоли.
Почти все случаи СПИДа вызваны ВИЧ-инфекцией, поэтому данный термин используют для описания конечной стадии ВИЧ. При наличии вируса иммунодефицита человека иммунная система не может адекватно реагировать на возникающие внешние и внутренние угрозы.
3 слайд
Гепатит В — инфекция, вызываемая вирусом гепатита В. Заболевание является широко распространенным и отличается многообразием клинических проявлений и исходов. В клинически выраженных случаях характерны симптомы острого поражения печени и интоксикации. Болезнь может протекать незаметно, в безжелтушной форме и зачастую не диагностируется.
Для гепатита В очень характерно вирусоносительство. Оно может развиваться как после острого заболевания, так и после бессимптомного инфицирования. Порой человек даже не подозревает, что в его организме находится возбудитель гепатита В.
4 слайд
Сходство СПИДа и вируса гепатита В
1) Общие способы передачи возбудителя болезней.
Оба заболевания имеют общий контактно-кровяной путь передачи, при котором возбудитель передаётся из крови в кровь. Заражение может происходить при половом контакте, инъекционной наркомании, при недостаточной стерилизации инструментов в салонах красоты, при посещении стоматолога и других схожих ситуациях.
5 слайд
2) Сами вирусы во многом ведут себя схожим образом.
Вирусы гепатита В и ВИЧ умеют избегать иммунного ответа со стороны организма человека. После проникновения наследственного материала ВИЧ или гепатита B в клетку происходит процесс обратной транскрипции, то есть перенос информации с вирусной РНК на ДНК. Происходит это потому, что вирусный геном записан в виде РНК, а геном человека — в виде ДНК. Вирусу же «хочется» записать себя в геном клетки, ведь именно он управляет последней. К тому же, если иммунитет имеет средства для распознавания вирусных белков и РНК, то ДНК, интегрированную в геном клетки, иммунитет распознать не может.
6 слайд
3) Оба заболевания могут иметь длительный инкубационный период.
Продолжительность инкубационного периода ВИЧ обычно составляет 3 месяца, однако при наличии иммунодефицитных состояний у пациента на фоне лечения противовирусными препаратами может увеличиваться до 12 месяцев.
Продолжительность инкубационного периода гепатита B колеблется от 1 до 6 месяцев. Вирус обнаруживается в крови в течение 30–60 дней после инфицирования.
3. Какие распространённые заболевания, вызываемые вирусами, вы знаете? Предложите правила профилактики вирусных заболеваний.
Заболевание Меры профилактики
Грипп и простуда Исключение контакта с больными, гигиена, сбалансированное питание, закаливание, приём витамина С, противовирусных препаратов
Полиомиелит Вакцинация
Ангина Исключение контакта с больными, личная гигиена, закаливание
СПИД Безопасные половые связи, дезинфекция инструментов маникюра, татуажа, медицинских инструментов
4. Выполните задание в тетради.
1) Вирусы размножаются:
а) самостоятельно вне клетки хозяина;
б) только в клетке хозяина;
в) только в воде;
г) в присутствии солнечного света.
2) Капсид — это:
а) цитоплазма вируса;
б) ДНК вируса;
в) оболочка вируса;
г) ферменты вируса.
3) Вирусы относят к доклеточным организмам, потому что они:
а) не содержат ядра;
б) не способны к самостоятельному обмену веществ;
в) являются паразитами;
г) не способны размножаться.
Ответ: 1 — Б, 2 — В, 3 — Б.
ПОДУМАЙТЕ
На основании чего вирусы относят к живым организмам?
Вирусы относят к живым организмам на основании того, что они могут размножаться и передавать наследственную информацию следующему поколению.
Моя лаборатория
Обсуждаем
Используя доступные информационные источники, изучите и обсудите с учителем и одноклассниками проблему происхождения вирусов.
Происхождение вирусов в процессе эволюции пока неясно.
Зависимость вирусов от других организмов, в клетках которых они могут расти и размножаться, дает основание считать, что они не могли появиться раньше клеточных организмов. Предполагается, что вирусы представляют собой сильно дегенерировавшие клетки или их фрагменты, которые в процессе приспособления к паразитизму вторично утратили клеточное строение.
Некоторые ученые полагают, что вирусы и бактериофаги — обособившиеся генетические элементы клеток, которые эволюционировали вместе с клеточными формами жизни.
Также можно предположить, что вирусы появились (и появляются и поныне) как результат воздействий (прежде всего неблагоприятных) на биологическую клетку. И в том числе как отклик на неблагоприятное воздействие от других клеток, клеток другого вида. «Предполагается, что вирусы, не являясь самостоятельными живыми существами, представляют собой информационное средство в системе всебиологической борьбы за существование».
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением