Проверяем себя Параграф 33 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. В чём особенность определённо-личных предложений? Почему они так называются?Особенность определённо-личных предложений в том, что форма глагола-сказуемого указывает...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 8 класс, Русское слово:
1. В чём особенность определённо-личных предложений? Почему они так называются?
Особенность определённо-личных предложений в том, что форма глагола-сказуемого указывает на определённое лицо, не названное в предложении. Это лицо (подлежащее) можно легко восстановить:
В предложении «Решаю задачу.» форма 1-го лица единственного числа указывает на действующее лицо – подлежащее «я».
В предложении «Слышим пение птиц.» форма 2-го лица множественного числа указывает на действующее лицо – подлежащее «мы».
Именно потому, что эти предложения указывают на конкретное лицо (подлежащее), которое можно легко восстановить, они и называются определённо-личными.

2. Расскажите о способах выражения сказуемого в определённо-личных предложениях. Приведите свои примеры.
Сказуемое в определённо-личных предложениях может быть выражено глаголом в форме:
• 1-го лица единственного или множественного числа изъявительного наклонения:
Пишу письмо. Пойдём на концерт?
• 2-го лица единственного или множественного числа изъявительного наклонения:
Придёшь на тренировку? Нарисуете стенгазету?
• 2-го лица единственного или множественного числа повелительного наклонения:
Подойди поближе. Напишите сочинение.

3. Опираясь на материал § 28, расскажите о способах выражения сказуемых в неопределённо-личных предложениях и приведите свои примеры.
Сказуемое в неопределённо-личных предложениях может быть выражено глаголом в форме 3-го лица:
• множественного числа настоящего или будущего времени изъявительного наклонения:
Вас зовут. Вас скоро пригласят.
• множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения:
К вам пришли
• условного наклонения:
Проснулись бы пораньше – не опоздали бы.

4. На какие вопросы об обобщённо-личных предложениях можно найти ответы в материале § 29? Задайте их своим одноклассникам и ответьте на их вопросы.
1) Какую особенность имеют обобщённо-личные предложения?
Особенность определённо-личных предложений в том, что сказуемое в них обозначает действие, которое отнесено или может быть отнесено к любому лицу, и имеет обобщённое значение:
Без труда не выловишь и рыбку из пруда. – Никто не выловит: ни я, ни ты, ни они.
2) Каковы способы выражения сказуемого в определённо-личных предложениях?
Сказуемое в обобщённо-личных предложениях может быть выражено глаголом в форме:
• 1-го лица единственного или множественного числа настоящего или будущего времени изъявительного наклонения:
Чужую беду руками разведу. (Пословица)
Что имеем, не храним, потерявши – плачем. (Пословица)
• 2-го лица единственного или множественного числа настоящего или будущего времени изъявительного наклонения:
За чем пойдёшь, то и найдёшь. (Пословица)
• 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени изъявительного наклонения:
По одёжке встречают, по уму провожают. (Пословица)
• 2-го лица единственного числа повелительного наклонения:
• Не зная броду, не суйся в воду. (Пословица)
3) Какую роль играют обобщённо-личные предложения в тексте?
Основное назначение обобщённо-личных предложений – образное выражение общих суждений, жизненных обобщений. Именно поэтому они широко используются в пословицах и афоризмах.
Обобщённо-личные предложения распространены в воспоминаниях, описаниях. В таких предложениях автор, рассказывая о своих действиях, употребляет глаголы 2-го лица, чем как бы объединяет себя с говорящим и слушающим и придаёт действиям обобщённый характер:
Ходишь по парку, наслаждаешься тишиной и покоем.
Для обозначения неоднократно повторяющихся в прошлом действий в таких предложениях в качестве вводного слова используется частица «бывало»:
Бывало, ходишь по лесу, прислушиваешься, да приглядываешься.
Особенно часто обобщённо-личные предложения употребляются для выражения необходимости, обязательности для всех:
Сначала подумай, потом говори. (Пословица)

5. Что общего у определённо-личных, неопределённо-личных и обобщённо-личных предложений? Докажите на примерах.
Общее у определённо-личных, неопределённо-личных и обобщённо-личных предложений то, что все они односоставные с главным членом сказуемым. Действие в этих предложениях происходит с участием какого-либо лица или каких-либо лиц. Сказуемое может быть выражено глаголом в форме 1-го, 2-го или 3-го лица:
Думаю о вечном – определённо-личное предложение, сказуемое выражено глаголом 1-го лица единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения.
В дверь стучат – неопределённо-личное предложение, сказуемое выражено глаголом 3-го лица множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения.
Бездонную бочку водой не наполнишь. (Пословица) – обобщённо-личное предложение, сказуемое выражено глаголом 2-го лица единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения; имеет обобщённое значение – никто не наполнит, ни я, ни ты, ни они.

6. В чём особенность безличных предложений? Почему они так называются?
Особенность безличных предложений в том, что в них сообщается о действии, происходящем само по себе, без действующего лица. Подлежащего в этих предложениях нет и быть не может. Именно поэтому они называются безличными:
Светает. Мне нездоровится. Нам весело!

7. На материале § 30 составьте таблицу способов выражения сказуемого в безличном предложении. Заполните таблицу, приводя примеры из текстов упражнений. Опираясь на неё, расскажите о способах выражения сказуемого в безличном предложении.

8. Чем интересны примеры, приведённые в теоретическом материале на с. 31? Какое средство выразительности использовано в каждом из примеров?
Примеры, приведённые на с. 31 интересны тем, что в них использованы крылатые выражения и фразеологизмы: не видно ни зги, держать ухо востро. Использовано такое средство выразительности, как метафора: холодело в груди, в кошельке пусто.

9. Просмотрите ещё раз теоретический материал § 31, разделите его на смысловые части и составьте тезисный план.
План
1) Грамматическая основа именных односоставных предложений.
2) Назывные предложения.
3) В назывных предложениях сообщается о существовании или наличии того или иного предмета, явления, события, лица в настоящее время.
4) В состав назывных предложений могут входить частицы «вон, вот, ну и, какой, что за».
5) Способы выражения главного члена назывного предложения.
6) Нераспространённые назывные предложения.
7) Распространённые назывные предложения.

10. Расскажите, какие характерные особенности имеют назывные предложения.
Назывные предложения имеют следующие особенности:
• грамматическая основа состоит из одного главного члена – подлежащего:
Лес. Тишина.
• в назывных предложениях сообщается о существовании или наличии того или иного предмета, явления, события, лица в настоящее время:
Комната. Неяркий свет. Стол на трёх ножках.
• в состав назывных предложений могут входить частицы «вон, вот, ну и, какой, что за»:
Вот мои лыжи. Какое счастье!
• нераспространённые предложения состоят только из подлежащего, возможно употребление указательных частиц «вот, вон», ограничительной частицы «уже», восклицательных частиц «ну и, какой»:
Ну и неряха! Уже полночь.
• распространённые предложения состоят из подлежащего и согласованного или несогласованного с ним определения:
• Подтаявший снег. Голые деревья с пустыми грачиными гнёздами.
• если в роли второстепенных членов выступают обстоятельства места или времени, то такие предложения можно характеризовать как двусоставные предложения с опущенным глаголом-сказуемым:
Кругом степь. – Кругом (раскинулась) степь.
У нас завтра праздник – У нас завтра (будет) праздник.

11. Найдите в каждой группе предложений «лишнее».
I. 1) Сытый голодного не разумеет. (Пословица)
2) Я помню чудное мгновенье... (А. Пушкин)
3) Люблю грозу в начале мая. (Ф. Тютчев)
II. 1) Мороз и солнце; день чудесный! (А. Пушкин)
2) Кругом не было ни души. (А. Чехов)
3) Чему быть, того не миновать. (Пословица)
III. 1) Дарёному коню в зубы не смотрят. (Пословица)
2) Люблю тебя, Петра творенье! (А. Пушкин)
3) От добра добра не ищут. (Пословица)

12. Какое из предложений не является односоставным?
1) В открытом море — только небо, вода да ветер. (Я. Бунин)
2) Что за чудная ночь!
Что за тени и блеск!
(И. Никитин)
3) Легко и бледно небо голубое... (Я. Бунин)
4) Поля в весенней дымке. (Я. Бунин)

13. Какое из предложений не является определённо-личным?
1) Приди ко мне, любезный друг, под сень черёмух и акаций. (М. Лермонтов)
2) ...Вьюгами глубоко избы занесло. (Я. Никитин)
3) Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле.
(Я. Бунин)
4) Прислушайтесь к голосу весенней музыки. (В. Песков)
5) Прошу покорно садиться. (Я. Гоголь)

14. Какое предложение «лишнее»? Объясните почему.
1) В городе меня принимали радушно. (А Чехов)
2) Первые встречи, первые знакомства. (Ю. Гагарин)
3) Синее небо, цветная дуга. (С. Есенин)
4) Душевные, простые, обыкновенные ребята. (iO. Гагарин)

15. Дополните схему и, опираясь на неё, расскажите об односоставных предложениях. Приведите примеры из упражнений данного раздела.
Односоставными называются предложения, в которых есть только один главный член: подлежащее или сказуемое. В таких предложениях для понимания смысла предложения достаточно какого-то одного главного члена. Второй член предложения может подразумеваться и может быть легко восстановлен, например:
Подснежников корзину несите во дворец! (С. Маршак) = Вы подснежников корзину несите во дворец!
В некоторых предложениях второй главный член не предполагается, в нём нет необходимости:
Вечереет. = Наступает вечер.
В зависимости от способа выражения главного члена выделяют именные и глагольные односоставные предложения.
В глагольных предложениях главный член – сказуемое. Глагольные предложения по значению бывают:
• определённо-личные:
Приветствую тебя, пустынный уголок. (А. Пушкин)
• неопределённо-личные:
Открыли огонь из пушек. (Л. Толстой).
• обобщённо-личные:
Тише едешь – дальше будешь. (Пословица)
• Безличные:
Вечерело. Пахло огурцами. (Я. Смеляков)
В именных предложениях главный член – подлежащее. Это назывные предложения:
Вечер. Взморье… Вздохи ветра. Величавый возглас волн. (К. Бальмонт)

16. Выпишите неполные предложения.
1) На Оке осенью. (В. Песков)
2) Ну, люди в здешней стороне! (А Грибоедов)
3) Давайте лучше беседочку строить. (Л. Толстой)
4) Кругом не слышалось почти никакого шума. (Я. Тургенев)
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением