Упр.53 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 53. Прочитайте отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Объясните постановку знаков препинания при однородных членах и обособленных определениях. Составьте схему...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 53. Прочитайте отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Объясните постановку знаков препинания при однородных членах и обособленных определениях. Составьте схему...

Решение #3

Изображение 53. Прочитайте отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Объясните постановку знаков препинания при однородных членах и обособленных определениях. Составьте схему...
Дополнительное изображение

Решение #4

Изображение 53. Прочитайте отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Объясните постановку знаков препинания при однородных членах и обособленных определениях. Составьте схему...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
53. Прочитайте отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Объясните постановку знаков препинания при однородных членах и обособленных определениях. Составьте схему однородных членов первого предложения.
Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай своё прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наёмную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё своё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесённое метко, всё равно что писанное, не вырубливается топором. А уж куды бывает метко всё то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племён, а весь сам-самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы, — одной чертой обрисован ты с ног до головы!
Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами рассыпано на святой, благочестивой Руси, так несметное множество племён, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли. И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров Бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера. Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо-трепетало, как метко сказанное русское слово.

1. Определите тему и основную мысль текста. Выразите своё отношение к прочитанному в виде небольшого сочинения.
Вариант ответа 1
Тема текста: Русское слово.
Основная мысль текста: Меткость произнесенного русского слова.
Сочинение
Русские слова испокон веков славились своей точностью и меткостью. Отсюда и такое большое количество пословиц и поговорок, которые как нельзя более точно выражают необходимую мысль. Ведь большая часть пословиц и поговорок созданы именно простым народом. Но здесь стоит сказать о таком феномене: многие «народные» писатели к числу которых относится и Н.В. Гоголь - брали выражения и меткие словечки из речи работников и простых людей. В то же время сами читатели брали из произведений полюбившихся им авторов меткие выражения, ставшие впоследствии крылатыми.
Особую меткость словам придаёт ещё и их использование в переносном значении. Именно за счёт этого красочности речи добиваются поэты и писатели. Да даже в рассмотренном нами тексте Гоголь использует пример тропа при сравнении большого количества языковых групп с огромным количеством монастырей и храмов на Руси.
Все, приведённые нами примеры показывают, что русское слово обладает остротой и меткостью. Однако не стоит забывать, что все эти качества работают только в тех случаях, когда слово употреблено в нужное время и в правильном месте. В противном случае можно попасть в неловкую ситуацию.
Вариант ответа 2
Тема данного текста заключается в уникальности и силе русского слова, которое отражает национальный характер и самобытность русского народа. Автор подчеркивает, что русское слово происходит из самой глубины Руси, неподвластной влиянию других народов, и оно носит в себе энергию, меткость и неповторимость.
Основная мысль текста заключается в утверждении, что русское слово является выразительным, бойким и живым, оно непременно выдает русскую идентичность и характер. Это слово не требует дополнительных украшений и выражает себя сразу, проникая глубоко в сознание и сердца людей.
Мое отношение к прочитанному тексту положительное и одобрительное. Я разделяю мнение автора о силе и значимости русского слова. Русский язык – это богатство и наследие, которое должно быть сохранено и ценностно передано от поколения к поколению. Я согласен с утверждением о том, что русское слово способно отразить мудрость, душевность и глубину русского народа.
Русский язык имеет богатое культурное наследие, связанное с литературой, поэзией, театром и другими искусствами. Своей выразительностью и меткостью, русское слово оставляет глубокий след в сердцах людей и влияет на формирование их взглядов и ценностей. Оно позволяет выразить эмоции, переживания, идеи, и передать их другим людям.
Таким образом, русское слово – это сокровище национальной культуры, которое несет в себе силу и мудрость русского народа. Мы должны гордиться и бережно относиться к этому богатству, развивая и укрепляя русский язык в своей жизни и в обществе. Русское слово – это не только средство коммуникации, но и выразительный инструмент для творчества, понимания и сопереживания другим людям.
Вариант ответа 3
Тема данного текста заключается в уникальности и силе русского слова, а также в особенностях русского народа и его культуры. Автор подчеркивает, что русское слово, сформировавшееся в глубинах Руси, отражает особенности и характер русского народа.
Основная мысль текста состоит в том, что русское слово обладает особым метким и точным выражением мысли, которое неповторимо и способно описать предмет или ситуацию так, что оно становится непременной частью русской культуры и характера. Русское слово передает силу и эмоции, проникает в самое сердце и отражает душу русского народа.
Относясь к прочитанному тексту, я разделяю мнение автора о мощи и силе русского слова. Русский язык обладает богатством выразительных средств, которые позволяют точно и глубоко передавать мысли и чувства. Русское слово имеет свою уникальную проникновенность и мелодичность, которые несут в себе особый характер русского народа.
Кроме того, русский язык является неотъемлемой частью нашей культуры и идентичности. Он объединяет нас и передает наследие предыдущих поколений, исторические события и культурные ценности. Русское слово становится мостом между прошлым и настоящим, укрепляет наши связи с родиной и помогает нам сохранять и передавать нашу культурную наследственность.
Таким образом, русское слово является драгоценным сокровищем, которое несет в себе богатство и историю нашего народа. Мы должны беречь и ценить русский язык, развивать его и использовать его с мудростью и умением. Любовь к русскому слову помогает нам сохранять нашу идентичность и делает нас гордыми нашим наследием.

2. Объясните, как вы понимаете смысл выделенного предложения.
Каждый народ имеет свой собственный язык и собственную, уникальную культуру.

3. Выпишите из текста устойчивые выражения. Установите 1—1 источник их происхождения.
Каркнет во все воронье горло – фраза из басни Крылова «Ворона и лисица». Имеет значение «очень громко каркнула».
Не вырубливается топором – часть пословицы «что написано пером, не вырубишь топором». Считается, что пословица появилась приблизительно в то время, когда на Руси начала распространяться письменность. В то время написанными были в основном документы и какие-то важные бумаги, и соответственно, написанному придавалось очень большое значение. Кроме того, не стоит забывать, что грамотными были далеко не все жители страны. То, что было написано, должно было быть неукоснительно соблюдено и не подлежало обсуждению.
Не лезет за словом в карман – фразеологизм имеет значение «быть находчивым во время разговора». Происходит от устаревшего значения слова «карман». В древности на Руси карманом называли специальный мешочек, в который клали нужные вещи, и доставали в момент необходимости. Мешочек носили на шее или затыкали за пояс. Поскольку мешочек затягивался и завязывался, быстро достать нужную вещь было невозможно – данный процесс требовал времени.

4. Объясните написание не и ни с разными частями речи в первом абзаце.
Ни хитри и ни облагораживай – сочинительный союз ни… ни, со времи частями речи пишется раздельно.
Ничто – отрицательное местоимение, с частицей ни (безударная) пишется слитно.
Не поможет – частица не с глаголами пишется раздельно.
Не вырубливается – частица не с глаголами пишется раздельно.
Ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племен – сочинительный союз ни… ни, со всеми частями речи пишется раздельно.
Не лезет – частица не с глаголами пишется раздельно.
Не высиживает – частица не с глаголами пишется раздельно.
Нечего – отрицательное местоимение, частица не (ударная) пишется слитно.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением