Упр.195 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 195. Составьте конспект критической статьи об изучаемом вами художественном произведении, чтобы в дальнейшем его можно было бы использовать на уроке литературы и при...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 195. Составьте конспект критической статьи об изучаемом вами художественном произведении, чтобы в дальнейшем его можно было бы использовать на уроке литературы и при...
Дополнительное изображение

Решение #3

Изображение 195. Составьте конспект критической статьи об изучаемом вами художественном произведении, чтобы в дальнейшем его можно было бы использовать на уроке литературы и при...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
195. Составьте конспект критической статьи об изучаемом вами художественном произведении, чтобы в дальнейшем его можно было бы использовать на уроке литературы и при подготовке сочинения.
Вариант ответа 1
«Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова».
Белинский В.Г.
Тема: Каково значение романа для современного автору общества.
Основная мысль: «Герой нашего времени» - это грустная дума о нашем времени».
1. Обзор русской литературы от Екатерины II до М. Лермонтова. Противоречивый характер русской литературы.
«Отличительный характер нашей литературы состоит в резкой противоположности её явлений». «...отличительный характер русской литературы - внезапные проблески сильных и даже великих художнических талантов и, за немногими исключениями, вечная поговорка читателей: «книг много, а читать нечего...».
Лермонтов - «новое яркое светило».
2. Роман, разделённый на пять частей, объединён одним общим героем, который присутствует во всех частях - Григорием Печориным.
«Творческая мысль, запав в душу художника, организуется в полное, целостное, оконченное, особое и замкнутое в себе художественное произведение».
3. Характеристика Максима Максимыча. Белинский указывает на то, что Максим Максимыч не может понять душевные сомнения и терзания Печорина вследствие ограниченности умственного кругозора. Однако, это связано прежде всего с тем образом жизни, какой вёл Максим Максимыч.
«Умственный кругозор Максима Максимыча очень ограничен; но причина этой ограниченности не в его натуре, а в его развитии. Для него «жить» значит «служить».
4. Мастерство Лермонтова очень ярко проявляется в изображении им черкесских героев (Казбича, Бэлы и Азамата).
«Характеры Азамата и Казбича — это такие типы, которые будут равно понятны и англичанину, и немцу, и французу, как понятны они русскому. Вот что называется рисовать фигуры во весь рост, с национальною физиономиею и в национальном костюме!».
5. Грушницкий как герой, противоположный Максиму Максимычу. Грушницкий - молодой офицер, который идеален, знает это и гордится этим.
«По художественному выполнению это лицо стоит Максима Максимыча: подобно ему, это тип, представитель целого разряда людей, имя нарицательное. Грушницкий — идеальный молодой человек, который щеголяет своей идеальностию, как записные франты щеголяют модным платьем, а «львы» ослиною глупостию».
«...производить эффект» — его страсть. Он говорит вычурными фразами».
6. Женские персонажи романа прописаны слабо. И княжна Вера, и княжна Мэри не обладают какой-либо индивидуальностью. Лермонтов показывает их читателю только через призму их отношения к Печорину.
«Но всех слабее обрисованы лица женские, потому что на них-то особенно отразилась субъективность взгляда автора. Лицо Веры особенно неуловимо и неопределенно. Это скорее сатира на женщину, чем женщина. Только что начинаете вы ею заинтересовываться и очаровываться, как автор тотчас же и разрушает ваше участие и очарование какою-нибудь совершенно произвольною выходкою. Отношения ее к Печорину похожи на загадку. То она кажется вам женщиною глубокою, способною к безграничной любви и преданности, к геройскому самоотвержению; то видите в ней одну слабость, и больше ничего. Особенно ощутителен в ней недостаток женственной гордости и чувства своего женственного достоинства, которые не мешают женщине любить горячо и беззаветно, но которые едва ли когда допустят истинно-глубокую женщину сносить тиранство любви. Она любит Печорина, а в другой раз выходит замуж, и еще за старика, следовательно, по расчету, по какому бы то ни было; изменив для Печорина одному мужу, изменяет и другому, и скорее по слабости, чем по увлечению чувства».

«Княжна Мери изображена удачнее. Эта девушка неглупая, но и не пустая. Ее направление несколько идеально, в детском смысле этого слова: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой и серой солдатской шинели. Печорину очень легко было обольстить ее: стоило только казаться непонятным и таинственным, и быть дерзким. В ее направлении есть нечто общее с Грушницким, хотя она и несравненно выше его. Она допустила обмануть себя; но когда увидела себя обманутою, она, как женщина, глубоко почувствовала свое оскорбление и пала его жертвою, безответною, безмолвно страдающею, но без унижения, — и сцена ее последнего свидания с Печориным возбуждает к ней сильное участие и обливает ее образ блеском поэзии. Но несмотря на это, и в ней есть что-то как будто бы недосказанное, чему опять причиною то, что ее тяжбу с Печориным судило не третье лицо, каким бы должен был явиться автор».
7. Анализ образа Печорина. Попытка понять, кто он: злодей или непоянтый романтик?
«Этот человек не пылкий юноша, который гоняется за впечатлениями и всего себя отдает первому из них, пока оно не изгладится, и душа не запросит нового. Нет, он вполне пережил юношеский возраст, этот период романического взгляда на жизнь: он уже не мечтает умереть за свою возлюбленную, произнося ее имя и завещевая другу локон волос, не принимает слова за дело, порыв чувства, хотя бы самого возвышенного и благородного, за действительное состояние души человека».
«Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою».

8. Сопоставление образов Печорина и Онегина (А.С. Пушкина).
И Печорин, и Онегин являются отражением того типа человека, который в то время господствовал в обществе. Оба эти героя являются чужаками в обществе своего времени.
«Печорин Лермонтова <...> это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою. Иногда в самом имени, которое истинный поэт дает своему герою, есть разумная необходимость, хотя, может быть, и невидимая самим поэтом... <...> Со стороны художественного выполнения, нечего и сравнивать Онегина с Печориным. Но как выше Онегин Печорина в художественном отношении, так Печорин выше Онегина по идее. Впрочем, это преимущество принадлежит нашему времени, а не Лермонтову. <...> Онегин является в романе человеком, которого убили воспитание и светская жизнь, которому всё пригляделось, всё приелось, всё прилюбилось. <...> Не таков Печорин. Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях».
9. Герой нашего времени - это роман-дума о современном Лермонтову времени.
«Герой нашего времени» — это грустная дума о нашем времени. <...> Вот причина неопределенности Печорина и тех противоречий, которыми так часто опутывается изображение этого характера. Чтобы изобразить верно данный характер, надо совершенно отделиться от него, стать выше его, смотреть на него как на нечто оконченное. Но этого, повторяем, невидно в создании Печорина».

Вариант ответа 2
Заголовок: "Символизм и глубины человеческой души: Анализ романа "Бесы" Ф.М. Достоевского"
Введение:
- Указание на значимость и известность романа "Бесы" Ф.М. Достоевского в русской литературе.
- Введение в контекст символизма и его роль в произведении.
Основная часть:
1. Автор и его творческий стиль:
- Краткое введение в жизнь и творчество Ф.М. Достоевского.
- Упоминание о роли Достоевского в развитии русской литературы и его влиянии на символизм.
2. Сюжет и персонажи:
- Краткое описание сюжета романа "Бесы" и его ключевых моментов.
- Анализ главных персонажей и их символического значения.
- Обсуждение темы моральной и духовной деградации в произведении.
3. Символика и метафоры:
- Раскрытие символических элементов в романе "Бесы".
- Анализ использования метафор и их значимости для раскрытия темы произведения.
- Упоминание о роли символизма в создании глубины и многозначности произведения.
4. Идеи и философия:
- Обсуждение основных идей и философских вопросов, затронутых в "Бесах".
- Раскрытие темы свободы и выбора, влияния и границ морали, проблемы истины и смысла жизни.
Заключение:
- Подчеркивание значимости романа "Бесы" как произведения, иллюстрирующего символическую глубину и философскую сложность русской литературы.
- Указание на значимость изучения и обсуждения произведения на уроке литературы и при подготовке сочинений для развития аналитических навыков учащихся.
Примечание: Конспект критической статьи представляет лишь общую структуру и основные темы, которые следует рассмотреть при подготовке подробного анализа произведения. При разработке урока литературы или написании сочинения необходимо раскрыть и дополнить каждую тему с использованием конкретных примеров, цитат и аналитических комментариев.

Вариант ответа 3
Заголовок: "Глубинные мотивы и многомерность сюжета в романе 'Преступление и наказание' Ф.М. Достоевского"
Введение:
- Указание на значимость романа "Преступление и наказание" в русской и мировой литературе.
- Обоснование выбора произведения в качестве объекта анализа и его релевантности для современных читателей.
Основная часть:
I. Контекст создания и особенности стиля:
- Описание исторического и культурного контекста, в котором появилось произведение.
- Упоминание о психологической глубине и реалистической проработке характеров персонажей.
- Указание на философские и этические вопросы, поднятые в романе.
II. Многомерность сюжета и мотивы:
- Обзор основного сюжета и описание ключевых событий.
- Анализ мотивов преступления и наказания, сомнения и моральной дилеммы главного героя.
- Рассмотрение мотивов бедности, социальной несправедливости и вопросов нравственности в произведении.
III. Художественные приемы и структура:
- Обсуждение многоплановости и психологической детализации персонажей.
- Рассмотрение использования монолога и внутренней речи героев для передачи их внутреннего мира.
- Упоминание о символических образах и метафорах, использованных Достоевским для передачи своих идей.
IV. Темы и вопросы, актуальные для современности:
- Осмысление вопросов справедливости, морали и наказания в современном обществе.
- Рефлексия о влиянии окружающей среды на формирование личности и принятие моральных решений.
- Обсуждение эмоционального и психологического состояния героев и его отражение в поведении и выборах.
Заключение:
- Подчеркивание важности изучения романа "Преступление и наказание" как литературного шедевра и источника глубоких философских размышлений.
- Подводящий итог анализа и призыв к дальнейшему изучению произведения в контексте литературного образования.
Конспект критической статьи поможет преподавателю литературы подготовиться к уроку, предоставив обзор основных аспектов произведения и основываясь на них, можно будет задать вопросы, провести обсуждение и помочь учащимся развить свои аналитические и творческие навыки при написании сочинения.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением