Упр.185 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 185.	Прочитайте отрывки из работ известных отечественных учёных и общественных деятелей XIX—XX вв. о правилах публичного выступления. Докажите, что публичная речь — это...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
185. Прочитайте отрывки из работ известных отечественных учёных и общественных деятелей XIX—XX вв. о правилах публичного выступления. Докажите, что публичная речь — это и техника, и искусство.
М.М. Сперанский
Правила высшего красноречия
О произношении. Те не знают истинного начала красноречия, которые думают, что предубеждающая внешность не нужна в ораторе. Они не знают, что самое существо витийства основано на предубеждении, ибо основано на страстях, и вития не что другое есть, как человек, обладающий таинством двигать по воле страсти других и, следовательно, отнимать у разума холодную его и строгую разборчивость, воспламенять воображение и отдавать ему похищенные права рассудка. <...>
О правилах произношения. <...> Начало слова всегда почти должно произносить тоном средним и умеренным, с приятной простотой, короткостью и непринуждением. Сильное напряжение голоса и руки во вступлении не сообразно с спокойным состоянием понятий слушающих; надобно их постепенно возвышать и настраивать на свой тон, чтоб после сделать счастливое на них ударение. Сверх сего, начав сильно, нельзя не ослабить к концу и тем самым опустить внимание слушателей и оставить слово без действия. Надобно, чтоб лицо, голос и руки — всё оживлялось час от часу более и чтоб конец или заключение было самое разительнейшее место в слове. Здесь должны открыться во всём своём пространстве все наружные дарования оратора, чтоб докончить потрясение умов и сделать удар, который бы долго раздавался в их сердце.
А.Ф. Кони
Советы лекторам
§1
Необходимо готовиться к лекции; собрать интересное и важное, относящееся к теме — прямо или косвенно, составить сжатый, по возможности полный план и пройти по нему несколько раз. Ещё лучше — написать речь и, тщательно отделав её в стилистическом отношении, прочитать вслух. Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и обладающим резко выраженной способностью к свободной и спокойной речи.
План должен быть подвижным, то есть таким, чтобы его можно было сокращать без нарушения целого.
§4
Лектору, в особенности начинающему, очень мешает боязнь слушателей, страх от сознания, что речь окажется неудачной, то тягостное состояние души, которое хорошо знакомо каждому выступающему публично: адвокату, певцу, музыканту и т. д. Всё это, с практикой, исчезает в значительной мере, хотя некоторое волнение, конечно, бывает всегда.
Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. Невидимый ни для кого предварительный труд основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает всё, что ещё осталось сказать.
Когда спросили Ньютона, как он открыл закон тяготения, великий математик ответил: «Я об этом много думал». Другой великий человек — Альва Томазо Эдисон сказал, что в его изобретениях было 98 процентов «потения» и 2 процента «вдохновения».
Многим известно, во что обходился «перл создания» нашему Гоголю: до восьми переделок начальных редакций! Итак, страх лектора уменьшается подготовкой и практикой, то есть тем же трудом.
В уменьшении страха перед слушателями играют большую роль и те счастливые минуты успеха, которые нет-нет да и выпадают на долю не совсем плохого или только порядочного лектора.
§6
Говорить следует громко, ясно, отчётливо (дикция), немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убеждённость, сила. Не должно быть учительского тона, противного и ненужного — взрослым, скучного — молодёжи.
§11
Лектор должен быть в достаточной мере освещён: лицо говорит вместе с языком.
§19
Чтобы лекция имела успех, надо: 1) завоевать внимание слушателей и 2) удержать внимание до конца речи.
Привлечь внимание слушателей — самое трудное дело. Внимание всех вообще (ребёнка, невежды, интеллигента и даже учёного) возбуждается простым интересом (интересующим) и близким к тому, что наверно переживал или испытывал каждый. Значит, первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание).
Вторая задача лектора — удержать внимание аудитории. Раз внимание возбуждено вступлением, надо хранить его, иначе перестанут слушать, начнётся движение и, наконец, появится та «смесь» тягостных признаков равнодушия к словам лектора, которая убивает всякое желание продолжать речь. Удержать и даже увеличить внимание можно: 1) краткостью, 2) быстрым движением речи, 3) краткими освежающими отступлениями.
Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. <...>
Краткость — отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержанию, всего того водянистого и засоряющего, чем обычно грешат речи. Надо избегать лишнего: оно расхолаживает и ведёт к потере внимания слушателей. <...>
Конец речи должен закруглить её, то есть связать с началом. <...> Конец — разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд — разрешение предыдущего; кто имеет музыкальное чутьё, тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пьеса кончилась); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего.
§20
Для успеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй... или чтобы был естественный переход от одногс к другому.
А.В. Миртов
Умение говорить публично
Выступление
Первое выступление имеет большое значение для вашего ораторского развития. Успех или неуспех первых шагов часто навсегда определяют дальнейшую деятельность.
Вот некоторые советы для начинающих:
1. Начинайте с коротких выступлений, без расчёта на эффект. Лучше всего первоначально примите участие лишь в общем собрании, в общем диспуте или обсуждении какого-либо положения.
2. Не развивайте более одной мысли в каждом выступлении.
3. Не выступайте с речью, не продумав вопроса, так сказать, до конца.
4. Учитесь ораторскому искусству у лучших ораторов: если нет возможности их слушать, то читайте их речи. Следите, как эти речи построены и какими приёмами (стилистическими) пользуется оратор.
Если в аудитории некоторый шум, хотя бы от передвижения стульев, ходьбы и пр., то после краткого обращения выдержите паузу. Но чуть на секунду водворилась абсолютная тишина, — пользуйтесь случаем: говорите! Иначе пропустите момент, начнётся вновь шум и начало речи пропало.
Как заставить услышать себя в шуме толпы? Надо начать говорить (без крика) в пределах другой тональности. Однородные звуковые (воздушные) волны взаимно поглощают друг друга (слабые сливаются с сильными), волны же новой тональности (даже иногда очень слабые) могут чётко прозвучать и на фоне громкого шума. Лучше всего резко повысить (без крика!) голос. Однако, едва вас услыхали и смолкли, умейте перейти на более нормальный тон речи. Речь в резко повышенной тональности всегда тягостна для уха.
Повышение тона — приём вступления в речь в шумной аудитории, а не приём произнесения речи. В нормальных же условиях вступайте в речь в обычной тональности, в тональности, что уже звучала до вас. Повышать же тон всей речи опасно: если противник не потеряется, то он будет вам отвечать, и отвечать, конечно, в условиях вашей же (теперь повышенной) тональности.
Характер речи вообще заразителен, а тональность её — особенно. Не повышайте без нужды тона речи! Отсюда и ещё можно сделать ценный вывод: хотите успокоить толпу — перейдите в речи на тональность, соответствующую самой спокойной, неторопливой, рассудительной речи.

Публичная речь - это любая речь, произнесенная перед слушателями. Сюда можно отнести лекцию, доклад, конференцию, выступление с рефератом, защита научных работ, выступления политиков и т.п.
На первый взгляд, кажется, что ничего сложного в публичной речи нет: ты говоришь тоже самое, что и в приватной беседе. Однако такое мнение ошибочно. Рассмотрим, какие этапы необходимо выполнить для того, чтобы хорошо и грамотно произнести публичную речь.
Во-первых, публичную речь следует готовить заранее. Нельзя прийти сразу в аудиторию или выйти на сцену и начать говорить. Речь должна быть подготовлена заранее. Также не лишним будет написать план своей речи и придерживаться его.
Во-вторых, для говорящего важна дикция. Его слушатели плохо понимают твою речь, то они не будут тебя внимательно слушать. Говорить следует чётко, громко, произносить слова в соответствии с нормами языка; речь должна быть немонотонной и выразительной.
В-третьих, для говорящего очень важно привлечь к себе внимание, а также удержать его на протяжении всей речи. Данный пункт - это своего рода творческая составляющая публичной речи. Для того, чтобы удержать слушателя, допустимы краткие отступления от основной темы (главное, чтобы они не сильно затягивались), краткость изложения (здесь мы имеем в виду, не использовать большого количества лишних слов, слишком длинных предложений, - если, конечно, это не какая-то специализированная лекция - больших пауз и т.д.). Также большую роль играет харизма говорящего и его умение вести себя на публике.
Как мы видим, публичная речь предполагает достаточно большую подготовку и тренировку. С первого раза бывает сложно произнести публичную речь блестяще, однако постепенно лектор учится и его выступления становятся всё более и более техничными и запоминающимися.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением