Упр.173 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)
Решение #1
Решение #2
Решение #3
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
173. Прочитайте отрывки из научных и публицистических трудов о литературном языке. Выделите основные периоды становления русского литературного языка, изложенные в первом и втором фрагментах. Какой период в истории русского литературного языка является четвёртым периодом, по мнению В.А. Жуковского?
I. Историю нашей словесности можно разделить на два периода. Первый, по моему мнению, продолжается до последнего десятилетия царствования Екатерины Второй. В начале его три словесника покушались приближить, а не приблизить книжный язык к употребляемому в обществах. Князь Кантемир начал, и с довольным успехом; Тредиаковский хотел перещеголять его, и за недостатком разборчивости составил такой слог, которым смешил даже и современников.
Потом Ломоносов, одарённый превосходным гением, очистил книжный язык от многих слов, обветшалых и неприятных для слуха, подчинил его законам исправленной им грамматики, предложил в риторике своей правила для соблюдения плавного словотечения; и хотя советовал пользоваться чтением церковных книг, но сам начал писать чистым русским языком, понятным каждому состоянию, и заслужил славу первого преобразователя отечественного слова.
(Я. Дмитриев)
Основные периоды становления русского литературного языка:
1-й отрывок: первый – все, что до последнего десятилетия царствования Екатерины Второй; второй – с началом реформации языка Ломоносовым.
2-й отрывок: первый период – от основания государства до Ломоносова; второй – от Ломоносова до Карамзина; третий период – период написания прозы Карамзиным и поэзии Дмитриевым.
Четвёртым периодом, по мнению Жуковского, является современный ему период (начало творческой деятельности Пушкина).
Современный русский язык начал складываться после 50-х годов 20-го века и связан прежде всего с именами А. Солженицына.
II. Первый [период] < ... > обнимает всё время между основанием государства и Ломоносовым, который первый произвёл переворот в русском языке, имевший длительное следствие. < ... >
К этому периоду относятся лишь немногие памятники; язык ещё не приобрёл никакой установившейся формы.
Второй период (от Ломоносова до Карамзина). Ломоносов, гениальный человек, создавший наш поэтический язык, прежде всего обогатив его множеством поэтических выражений, а затем введя в него новые формы... < ... > Одновременно своей грамматикой он начал приводить в порядок нормы, лежащие в основе языка, а своими прозаическими произведениями он продвинул вперёд также и прозу.
Третий период. Его представителями являются Карамзин в прозе и Дмитриев в поэзии. < ... > Карамзин открыл тайну слова в прямом значении — ясности, изящества и точности. Вкус, свойственный Карамзину в прозе, является свойством Дмитриева в стихах. Они почти установили язык. В будущем писатели могут его обогатить, внося в него черты, свойственные их личному дарованию, но ему уже не предстоит испытать никаких глубоких изменений.
Настоящий период ещё в цветении. Уже есть писатель, который подаёт надежды сделаться его представителем. Это — молодой Пушкин, поэт, который уже достиг высокой степени совершенства в смысле стиля.
(В. Жуковский)
III. Литературный язык, которым мы пользуемся, — это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее, ибо оно даёт нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времён.
Более пристальное рассмотрение нам показывает, что наш литературный язык часто заставляет нас отливать наши мысли в формы, им заранее заготовленные, что он иногда шаблонизирует нашу мысль; но дальше оказывается, что он же даёт материал для преодоления этих форм, для движения мысли вперёд. Ищущим, настойчиво добивающимся он позволяет быть творцом выражения новой мысли, он позволяет дополнять и развивать себя. Таким образом, он является и нашим отцом и нашим детищем. Что же может быть ближе и дороже нам, чем «наш литературный язык»?
(Л. Щерба)
1. Определите основную мысль каждого фрагмента.
1-й фрагмент: до реформации языка Ломоносовым исследователи лишь делали попытки приблизить книжный язык к разговорному.
2-й фрагмент: каждый период развития русской словесности привносил что-то новое в русский язык.
3-й фрагмент: самое дорогое, что у нас есть – это литературный язык, который мы используем.
2. Запишите тезисы к первым двум фрагментам, к третьему фрагменту составьте план.
1-й фрагмент:
- историю словесности можно разделить на два периода;
- первый – до последнего десятилетия царствования Екатерины Великой;
- в первом периоде словесники пытались приблизить книжный язык к тому, который употреблялся в обществе;
- Ломоносов реформировал современный ему язык, в частности, очистил его от ненужных слов, подчинил язык установленным правилам грамматики и предложил свои правила словесности в риторике.
2-й- фрагмент:
- первый период – от основания государства до Ломоносова, произведшего переворот в русском языке;
- в первом периоде существуют лишь некоторые памятники словесности, т.к. язык ещё не имел установившейся формы;
- второй период – от Ломоносова до Карамзина;
- реформы Ломоносова, в частности, включавшие в себя новые поэтические формы, а также грамматические правила, способствовавшие сложению нормы в современном русском языке;
- представителями третьего периода являются Карамзин в прозе и Дмитриев в поэзии;
- Карамзин открыл тайну слова в прямом значении (ясности, изящества и точности), то же сделал Дмитриев в стихах;
- четвертый период еще только зарождается, однако первым его представителем станет Пушкин.
3-й фрагмент:
План:
1. Литературный язык – драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений.
2. Литературный язык для нас – отце и детище.
3. С чьим именем связано становление современного русского литературного языка? Какие произведения современной литературы являются, с вашей точки зрения, эталоном литературного языка? Напишите об этом сочинение-рассуждение.
Вариант ответа 1
Русский язык в период 20-21 века очень сильно изменился. В первую очередь это связано с историческими событиями, произошедшими на территории нашей страны.
Прежде всего, это советский период истории. Советизация коснулась всех частей общества. Не обошла она стороной и русский литературный язык. С ним произошли несколько важных изменений. Во-первых, литературный язык разделился на два типа: устный и письменный; во-вторых, его нормативное употребление стало регламентироваться различными типами словарей. Кроме того, на литературный язык 20 века очень сильно повлияли следующие факторы: цензура, общая канцеляризация речи, шаблонность речи, использование заимствований, искажение смысла части слов.
Произведением, наиболее ярко иллюстрирующим советизацию русского языка, является «Котлован» А. Платонова. В этом произведении лексика нарочито выдержана таким образом, чтобы подчеркнуть все особенности советского языка рабочего класса: тавтология («сел посидеть»), нелепость выражений, канцеляриты, отсутствие художественно-выразительных средств.
После распада Союза вместе с ним «распался» и советский штампованный язык. В 90-е годы происходит формирование нового языка. Выделить какие-либо яркие примеры из художественной литературы 90-х, которые характеризовали бы стиль языка того времени, крайней сложно ввиду того, что устоявшего стиля как такового не было. Все произведения, описывающие эту эпоху, относятся уже к позднему периоду и больше отражают язык эпохи нулевых-десятых.
Современный русский литературный язык относится к постмодернистскому языку. Процесс возникновения постмодернизма в литературной среде начался еще 80-х годах и закончился в начале 10-х. Для современного русского литературного языка характерно большое количество заимствований из английского языка, изменение некоторых норм произношения, а также грамматических норм (например, слово «кофе» теперь употребляется как в мужском, так и в среднем роде), появление новых крылатых выражений и фразеологизмов, игра слов.
Наиболее ярким представителем использования особенностей современного русского языка в литературе является Виктор Пелевин. Основная особенность языка Пелевина - слова в его произведениях сами становятся реальностью, происходит их материализация. В своих произведениях Пелевин использует не только разговорную и ненормативную лексику, но так и нарочито допускает речевые ошибки, характерные для разговорной речи, смешение русского и английского языка (что также часто в настоящее время наблюдается в живой речи).
Вариант ответа 2
Связать становление современного русского литературного языка с одним конкретным именем довольно сложно, поскольку это процесс, охватывающий длительный период и включающий в себя вклад многих выдающихся литераторов и языковедов. Однако можно выделить несколько ключевых фигур, которые оказали значительное влияние на формирование современного русского литературного языка.
Одним из таких имен является Александр Пушкин. Пушкин считается основателем современного русского литературного языка и его нормативной базы. Его произведения, такие как "Евгений Онегин" и "Медный всадник", стали эталоном языка и стиля для последующих поколений писателей. Пушкин внес значительный вклад в развитие русского языка, обогатив его новыми лексическими оборотами, фразеологизмами и выразительными средствами.
Другим важным именем, связанным со становлением современного русского литературного языка, является Иван Тургенев. Он был представителем "золотого века" русской литературы и в своих произведениях стремился к естественности и простоте языка. Тургенев активно использовал разговорную речь, повседневные выражения и диалоги, придавая своим героям реалистичность и живость.
Современные произведения литературы, которые можно считать эталоном литературного языка, представляют собой разнообразие стилей и жанров. Великие русские классики, такие как Лев Толстой, Федор Достоевский и Антон Чехов, создали произведения, в которых язык органично сочетается с исследованием глубоких философских и психологических тем. Их произведения являются богатыми лексически и стилистически, отражая богатство и гибкость русского языка.
Современная русская литература также имеет свои яркие представители, которые продолжают развивать и обогащать литературный язык. Среди них можно назвать таких авторов, как Владимир Набоков, Евгений Водолазкин, Сергей Довлатов и многих других. Их произведения отличаются оригинальностью стиля, богатством языка и глубиной мысли.
Однако важно отметить, что современный литературный язык не ограничивается только классическими произведениями. Он постоянно развивается и адаптируется под влиянием новых технологий и изменений в обществе. С развитием интернета и социальных сетей, появились новые формы коммуникации и письменного выражения, которые также оказывают влияние на литературный язык.
В итоге, можно сказать, что становление современного русского литературного языка связано с множеством выдающихся литераторов и языковедов, и каждый из них внес свой вклад в его развитие. Эталоном литературного языка могут считаться произведения классиков русской литературы, таких как Пушкин, Тургенев, Толстой, а также современные авторы, чьи произведения отличаются богатством языка и оригинальностью стиля. Однако важно помнить, что язык постоянно меняется и адаптируется под влиянием современных тенденций и технологий, поэтому и литературный язык продолжает эволюционировать, отражая современные реалии и потребности общества.
Вариант ответа 3
Становление современного русского литературного языка связано с именем Александра Сергеевича Пушкина, великого русского поэта и писателя XIX века. Пушкин считается создателем современного русского литературного языка и одним из его главных реформаторов. Его творчество стало эталоном для многих поколений писателей и поэтов, и его язык оказал огромное влияние на формирование стиля и выразительности современной русской литературы.
Однако, когда речь идет о эталонах литературного языка в современной литературе, сложно указать конкретные произведения, которые были бы безусловными эталонами. Современная литература отличается разнообразием стилей, жанров и авторских подходов. В ней существует множество ярких и значимых произведений, каждое из которых вносит свой вклад в формирование современного литературного языка.
Одной из особенностей современной литературы является экспериментирование с языком и формой. Многие современные писатели играют с жанровыми рамками, переосмысливают традиционные литературные приемы и применяют инновационные подходы к языку. Таким образом, они расширяют границы литературного языка и создают новые нормы и сандарты.
Однако, существуют произведения, которые можно отметить как важные вклады в развитие современного литературного языка. Например, произведения Нобелевского лауреата Светланы Алексиевич, такие как "Время секонд хэнд" или "Война не имеет женского лица", характеризуются своеобразным языком, включающим элементы разговорной речи и индивидуальных стилевых особенностей автора. Это произведения, которые отражают современные социальные и культурные реалии и представляют интересные эксперименты с языком.
Также, произведения современных писателей, таких как Владимир Сорокин, Людмила Улицкая, Виктор Пелевин, Татьяна Толстая и других, представляют значимые образцы современного литературного языка. Их произведения отличаются оригинальностью стиля, смелостью экспериментов и глубиной осмысления современного мира.
Таким образом, современный русский литературный язык формируется под влиянием множества творческих гений и разнообразных произведений. Нет одного конкретного эталона, но существуют множество значимых произведений, которые вносят свой вклад в его развитие. Каждый писатель имеет возможность оказать влияние на язык и стиль своим творчеством, и современная литература продолжает быть полем для экспериментов и новаторства, отражая дух времени и внося свой вклад в развитие литературного наследия.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением