Упр.172 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 172. Прочитайте отрывок из книги Л. И. Скворцова «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи». Сформулируйте тему и основную мысль текста. Выпишите ключевые...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
172. Прочитайте отрывок из книги Л. И. Скворцова «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи». Сформулируйте тему и основную мысль текста. Выпишите ключевые слова, которые подтверждают основную мысль. Какие микротемы можно выделить в тексте?
О культуре речи можно говорить с точки зрения нормативности, правильности, т. е. соответствия нашей речи правилам грамматики, произношения, ударения, стилистически верного и уместного употребления слов и выражений в соответствии с условиями, задачами и целями общения.
О культуре речи можно толковать и с позиций общей культуры человека — как она проявляется и выявляется в «речевом поведении», в знании языковых художественных богатств, в умении ими пользоваться.
Культура речи предстаёт в этом плане как часть национальной культуры.
Культуру речи можно рассматривать как речевую деятельность человека с учётом его социального и возрастного статуса, особенностей речи, характерных для тех или иных групп говорящих.
О культуре речи можно говорить в историческом аспекте как о формировании и развитии литературного языка, становлении, изменении и совершенствовании его нормативной системы, с выделением в ней нового и старого, традиционного и современного, общепринятого и индивидуально-авторского. Словом, как о накоплении в веках языковой (лексической, фразеологической и т. п.) сокровищницы.
И наконец, культура речи может быть осмыслена и в экологическом аспекте — как часть нашей здоровой окружающей «языковой среды», нашего речевого существования, освобождённого и от грубых ошибок, и от досадных неточностей, и от всего, что засоряет, огрубляет, стилистически снижает или «усредняет», нивелирует нашу речь, мешает нашему общению, затрудняет или опошляет его, снижает нашу общую духовность.
Экология языка и слова стоит в ряду таких понятий, как экология культуры, экология духа, экология совести, о чём так горячо и много говорят, спорят и рассуждают в наши дни. Экологический подход весьма важен, плодотворен и необходим именно в вопросах культуры языка, речевого общения. Он предполагает любовь к родному очагу, природе, Родине. И эта любовь не созерцательная, а действенная: ведь если не любить и не обустраивать, не украшать свой дом, то, конечно же, невозможно воспитать привязанность к нему. Хорошо и чутко мы заботимся о том, что сделано нашими руками, в чём есть частичка личного нашего труда. Отсюда ответственность за традиции и умелое творческое руководство их развитием. Воспитание любви к родному языку, обострённого чувства ответственности за его прошлое, настоящее и будущее и составляет существо экологического аспекта культуры речи.
Язык любого народа — исторический аккумулятор его культуры. Язык закрепляет историческую память Слова, и культура языка предстаёт как накопление этой памяти, как неразрывная духовная связь поколений. В наши дни культура языка встаёт в контексте экологии культуры как её важнейшая часть.

Тема: культура речи в различных аспектах жизни человека.
Основная мысль: экология языка – один из важнейших социокультурных аспектов жизни человека.
Ключевые слова: культура речи, культура человека, языковая среда, экология языка, экология культуры.
Микротемы:
1. Культура речи как часть общей культуры человека.
2. Культура речи в экологическом аспекте.
3. Экологический подход к языку.

1. Определите тип текста, приведите аргументы. К какому стилю речи вы отнесёте этот текст? В качестве доказательств приведите примеры лексических, морфологических, синтаксических примет этого стиля.
Тип речи – рассуждение. Текст представляет собой умозаключение автора касательно культуры речи в социокультурном плане. В тексте можно выделить аргументацию и заключение по представленной теме. Автор в тексте доказывает, что речь необходимо избавлять от всего, что её загрязняет.
Стиль речи - публицистический. Текст написан в такой манере, чтобы привлечь внимание читателя к той проблеме, которую рассматривает автор (в данном случае – чистота речи). Текст общедоступен, написан языком, понятным для широкого круга читателей, а также экспрессивен и включает личную точку зрения автора. Текст эмоционально окрашен, а также включает в себя как научную, так и элементы разговорной лексики (то, что засоряет, огрубляет, стилистически снижает или «усредняет» нашу речь).

2. Какие особенности построения текста вы можете отметить? Какова роль такой композиции?
Композиция текста – ступенчатая. В тексте наблюдается акцентированный переход от одного аспекта темы к другому.

3. Составьте план и тезисы данного текста. Подготовьте выступление по проблеме, которую поднимает автор. Приведите примеры, которыми вы будете аргументировать каждое положение своего доклада.
План
1. Культура речи как часть общей культуры человека.
2. Культура речи как речевая деятельность человека.
3. Культура речи в историческом аспекте.
4. Культура речи в экологическом аспекте.
5. Экологический подход к языку и речи так же важен, как и в других социокультурных явлениях.
6. Культура языка в контексте экологии культуры является одной из ее наиболее важных частей.
Тезисы
1. О культуре речи можно говорить с точки зрения нормативности, правильности, т.е. соответствия нашей речи правилам грамматики, произношения, ударения, стилистически верного и уместного употребления слов и выражений в соответствии с условиями, задачами и целями общения.
2. Культура речи с точки зрения общей культуры человека предстаёт как часть национальной культуры.
3. Культура речи в историческом аспекте – это накопленная в веках языковая, лексическая, фразеологическая и т.п. сокровищница.
4. Культура речи, осмысленная в экологическом аспекте, является освобождённой от грубых ошибок, от досадных неточностей, и от всего, что засоряет, огрубляет, стилистически снижает или «усредняет», нивелирует речь.
5. Экология языка и слова стоит в одном ряду с экологией культуры, экологией духа, экологией совести.
6. Язык любого народа – исторический аккумулятор его культуры. Язык закрепляет историческую память.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением