Анализируем текст Параграф 8 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 6 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Прочитайте отрывок из повести «Владимирские просёлки». Сформулируйте тему и основную мысль этого текста.Основная тема: учитель рисованияОсновная мысль: красота...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 6 класс, Русское слово:
1. Прочитайте отрывок из повести «Владимирские просёлки». Сформулируйте тему и основную мысль этого текста.
Основная тема: учитель рисования
Основная мысль: красота везде вокруг нас.

В некие времена, в деревушке, нахохлившейся над ручейком, жил паренёк Захарка. Неизвестно, откуда появилась у него страсть к живописи, но только целыми днями пропадал он в лесу да на речке. Были у него там излюбленные места, которые он и пытался переносить на бумагу.
В этой же деревеньке доживал свой век старый учитель. Говорили, что будто бы он учился в Петербурге с самим Репиным.
Вот малюет однажды Захарка свой ярко-малиновый закат и вдруг слышит над ухом:
— Ну как, нравится?
Обернулся: стоит сзади учитель.
— Нравится, — ответил Захарка. — Похоже вроде бы.
— Хорошо. Давай разберём, что у тебя похоже. Сучок,
вон тот, какого цвета?
— Зелёный, какому же ему быть, если он ольховый.
— Нет, ты забудь, какой он на самом деле, а каким сейчас видится, скажи.
— Чёрный, — нерешительно ответил Захарка, вглядываясь.
— Правильно, чёрный, потому что свет на него сзади падает. А ты его всё же зелёным изобразил. Значит, не похоже? Тропинка у тебя, смотри-ка, жёлтая. Думаешь, песок обязательно жёлтый бывает, а ведь он сейчас серый весь, как зола. Глаз, что ли, у тебя нет? Заходи ко мне вечерком, я тебе новые глаза вставлю.
С тех пор Захарка повадился ходить к учителю. Что рассказывал мальцу старик — неизвестно, только, правда, открылись у парня глаза: научился он красоту видеть. Вот ведь, оказывается, какая наука может быть!
Решил Захарка посмотреть на все свои любимые места новыми глазами. Выскочил из калитки, да тут и замер.
Осинка перед домом стояла, которую он, может, тысячу раз видел и не замечал. Небо теперь было серое, серое, как бы свинец , когда его ножом разрежешь, а осинка стоит и теплится на фоне свинца тихим, розовым теплом, потому что другой-то край неба, за Захаркиной спиной, и правда розовый был. Вот он и освещал осинку.

2. Придумайте к тексту два заголовка. один - отражающий тему, другой -выражающий основную мысль.
Заголовок:
«Мудрый учитель рисования» (отражает тему)
«Искусство видеть красоту вокруг» (отражает основную мысль)

3. Определите тип текста. Назовите основные признаки этого типа текста.
Тип речи: повествование.
Основные признаки:
- наличие сюжета
- о событиях повествуется в хронологическом порядке
- наличие композиционной структуры (завязка, развитие действия, развязка)
- преобладают глаголы прошедшего времени (появилась, говорили, обернулся, ответил, повадился, не замечал)
- наречия времени (в некие времена, откуда, вдруг)

4. Объясните правописание слов с выделенными буквами.
- живописи (после шипящих пишется гласная и)
- речке (сочетание чк пишется без мягкого знака)
- деревеньке (проверочное слово: дере?вня)
- чёрный (в корне слова после шипящих в ударной позиции пишется гласная ё, в том случае, если можно подобрать проверочное слово: чернеть)
- жёлтая (в корне слова после шипящих в ударной позиции пишется гласная ё, в том случае, если можно подобрать проверочное слово: желтеть)
- выскочил (чередование -скак-/-скоч-, перед согласной ч пишется гласная о)

5. Найдите сравнения, укажите, чем они выражены.
Сравнения:
- как зола (выражено именем существительным)
- как бы свинец, когда его ножом разрежешь (выражено сложным предложением)

6. Какие разговорные и просторечные слова есть в тексте? Для чего их использует автор? Выпишите их и подберите к ним общеупотребительные синонимы.
Разговорные и просторечные слова:
- нахохлившейся над ручейком; синоним: стоящей над ручейком
- страсть к живописи, синоним: любовь к живописи
- излюбленные места; синоним: любимые места
- малюет; синоним: рисует, пишет
- повадился; синоним: начал часто ходить
- открылись глаза; синоним: перестал заблуждаться
Автор использует просторечные и разговорные слова для того, чтобы сделать текст более живым и выразительным.

7. Что означают выражения открылись у парня глаза, посмотреть новыми глазами?
Открылись у парня глаза - парень начал ясно видеть окружающий мир.
Посмотреть новыми глазами - мальчик посмотрел на мир с учётом полученных новых знаний.

8. Какие признаки, характерные для языка художественной литературы, есть в этом тексте? Проанализируйте текст по плану, приводя примеры:
• лексика (какие пласты лексики использованы);
• изобразительно-выразительные средства;
• словообразование;
• синтаксис (предложения простые, сложные, по цели высказывания, по эмоциональной окраске).
На основе этого текста составьте свои задания для проверки умения анализировать текст языка художественной литературы.
Лексика:
- просторечные и разговорные слова (в некие времена, нахохлившейся, малюет, новые глаза вставлю, теплится)
- профессиональная лексика (живопись, свет сзади падает)
Изобразительно-выразительные средства:
- эпитеты (тихим, розовым, ярко-малиновый)
- метафоры (глаз у тебя, что ли, нет; новые глаза вставлю)
- сравнения (песок серый, как зола; небо серое, как свинец, когда его ножом разрежешь)
Словообразование:
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (деревушке, ручейком, паренёк, деревеньке, сучок)
- метафоры (я тебе новые глаза вставлю)
Синтаксис:
- в тексте есть предложения как простые, так и сложные. Предложения осложнены рядами однородных членов, сравнениями.
- по цели высказывания: повествовательные, вопросительные; риторические вопросы.

9. Охарактеризуйте диалог (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями, диалог смешанного типа).
Тип диалога смешанный.
Он сочетает в себе диалог-расспрос (учитель задаёт мальчику наводящие вопросы) и диалог-побуждение (предлагает приходить к нему учиться живописи).

10. Как вы думаете, можно ли назвать эту историю поучительной? Случалось ли вам замечать что-нибудь удивительное в окружающем вас мире? Что вас особенно поразило?
Да, эта история является поучительной. Мальчик до учёбы у художника просто срисовывал то, что он видел вокруг. Он не видел сути природы, её красоты, не замечал малейших оттенков всего вокруг.

11. Задание по выбору. Напишите изложение по тексту или сочинение на одну из тем: «Красота вокруг нас», «Учиться видеть красоту».
Изложение по тексту
Когда-то в некоей деревушке, нахохлившейся над ручейком, жил мальчик Захар. И однажды появилась у него страсть к живописи. Целыми днями он пропадал в лесу и на речке, где были у него излюбленные места, которые он переносил на бумагу.
В той же деревеньке жил старенький художник. Ходили слухи, что образование он получил в Петербурге на курсе с самим Репиным.
Рисовал как-то Захарка малиновый закат, когда подошёл к нему старый учитель и спросил, нравится ли ему мальчику, собственный рисунок. Захар сказал, что нравится, так как рисунок похож на окружающую природу. А вот учитель засомневался в этом. Ведь ольховый сучок чёрный, потому что свет на него так падает, а не зелёный, как у мальчика на рисунке. Да и тропинка серая, а не жёлтая.
Предложил старый учитель мальчику ходить учиться к нему. И повадил Захарка с тех пор к художнику. Неизвестно, как и чему обучал тот мальчика, но научился Захар красоту природы видеть.
Решил однажды Захарка на любимые места новыми глазами посмотреть, вышел из дома, да и замер. Увидел он осинку, которая прямо возле его дома росла. Вот только посмотрел он на неё теперь новым взглядом. А осинка-то стоит и теплится розовым светом на фоне свинцово-серого неба. Так и не пошёл никуда Захарка, всё на осинку любовался. И понял, что красота, которую он искал далеко, всегда была рядом, прямо перед ним.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением