Упр.56 Часть 1 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 56. Прочитайте отрывок из рассказа М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Почему автор дал произведению такое название? Актуальна ли проблема, поднятая М.М. Зощенко?В названии...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 10 класс, Русское слово:
56. Прочитайте отрывок из рассказа М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Почему автор дал произведению такое название? Актуальна ли проблема, поднятая М.М. Зощенко?
В названии обыгрывается привычка обезьян повторять друг за другом и за людьми то, что они увидели. Так же и в тексте – рассказывается о людях, которые бездумно повторяют друг за другом слова, значения которых не знают или не понимают.
Проблема, поднятая Зощенко в рассказе, актуальна и сегодня. Однако привнесение в язык новых слов, чаще всего иностранного происхождения – абсолютно закономерное развитие языка. Такая эволюция происходит с каждым языком, поскольку взаимодействие культур и культурных явлений неизбежно. Проблема состоит в том, что слова часто используются людьми, которые не понимают (или не знают) их лексическое значение, а просто потому, что, например, это слово модно или хочется показаться умнее.

Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный.
Главная причина в том, что иностранных слов в нём до черта... Вся речь пересыпана словами с иностранным, туманным значением.
От этого затрудняется речь, нарушается дыхание и треплются нервы.
Я вот на днях слышал разговор. На собрании было. Соседи мои разговорились.
Очень умный и интеллигентный разговор был, но я, человек без высшего образования, понимал ихний разговор с трудом и хлопал ушами.
Началось дело с пустяков.
Мой сосед... наклонился к своему соседу слева и вежливо спросил:
— А что, товарищ, это заседание пленарное будет али как?
— Пленарное, — небрежно ответил сосед.
— Ишь ты, — удивился первый, — то-то я и гляжу, что такое? Как будто оно и пленарное.
— Да уж будьте покойны, — строго ответил второй. — Сегодня сильно пленарное, и кворум такой подобрался — только держись.
— Да ну? — спросил сосед. — Неужели и кворум подобрался?
— Ей-богу, — сказал второй.
— И что же он, кворум-то этот?
Да ничего, — ответил сосед, несколько растерявшись. — Подобрался, и всё тут.
Скажи на милость, — с огорчением покачал головой первый сосед. — С чего бы это он, а?
Второй сосед развёл руками и строго посмотрел на собеседника...

1. Обратите внимание на речь персонажей. Понимают ли они друг друга?
Персонажи в диалоге рассказа совершенно не понимают друг друга. По сути, их диалог представляет собой набор слов.

2. Какие речевые ошибки намеренно вводит автор в речь своих персонажей и зачем? Какое местоимение, употреблённое в нелитературной форме, можно до сих пор слышать в повседневной речи? Каков его правильный вариант?
- А что, товарищ, заседание сегодня пленарное?
<…>
- Да уж будьте покойны, - строго ответил второй. – Сегодня пленарное, и кворум такой подобрался – только держись.
Автор намеренно допустил данные ошибки, чтобы как можно ярче продемонстрировать, что собеседники хотят выглядеть друг друга умными, интеллигентными и начитанными, вставляя в свою речь умные слова, однако на деле употребляют их не к месту.
Местоимение «ихний» встречается в разговорной речи. Правильный вариант – «их разговор».
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением