Упр.354 Часть 1 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)
Решение #1
Решение #2
Решение #3
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 10 класс, Русское слово:
354. Прочитайте отрывок из романа И.А. Гончарова «Обломов». Составьте таблицу «Правописание не и ни с разными частями речи» и заполните её примерами из текста. Слова в таблице распределяйте по группам в зависимости от части речи. Объясните правописание слов со скобками.
Фамилию его называли тоже различно: одни говорили, что он Иванов, другие звали Васильевым или Андреевым, третьи думали, что он Алексеев. Постороннему, который увидит его в первый раз, скажут имя его — тот забудет сейчас, и лицо забудет; что он скажет — не заметит. Присутствие его (ни)чего не придаст обществу, так же как отсутствие (ни)чего не отнимет от него.
Может быть, он умел бы по крайней мере рассказать всё, что видел и слышал, и занять хоть этим других, но он (ни)где не бывал: как родился в Петербурге, так и не выезжал (ни)куда; следовательно, видел и слышал то, что знали и другие.
Симпатичен ли такой человек? Любит ли, ненавидит ли, страдает ли? Должен бы, кажется, и любить, и не любить, и страдать, потому что (ни)кто не избавлен от этого. Но он как-то ухитряется всех любить. Есть такие люди, в которых, как ни бейся, не возбудить (ни)как духа вражды, мщения и т.п. Что ни делай с ними, они всё ласкаются. Впрочем, надо отдать им справедливость, что и любовь их, если разделить её на градусы, до степени жара (ни)когда не доходит. Хотя про таких людей говорят, что они любят всех и потому добры, а, в сущности, они (ни)кого не любят и добры потому только, что не злы.
Он имеет своего какого-то дохода рублей триста в год, и, сверх того, он служит в какой-то неважной должности и получает неважное жалованье: нужды не терпит и денег ни(у) кого не занимает, а занять у него и подавно в голову (ни) кому не приходит.
В службе у него нет особенного постоянного занятия, потому что (ни)как не могли заметить сослуживцы и начальники, что он делает хуже, что лучше, так, чтоб можно было определить, к чему он именно способен.
(Ни)когда не поймаешь на лице его следа заботы, мечты, что бы показывало, что он в эту минуту беседует сам с собою, или (ни)когда тоже не увидишь, чтоб он устремил пытливый взгляд на какой-нибудь внешний предмет, который бы хотел усвоить своему ведению.
Едва ли кто-нибудь, кроме матери, заметил появление его на свет, очень (не)многие замечают его в течение жизни, но, верно, (ни)кто не заметит, как он исчезнет со света; (ни)кто не спросит, не пожалеет о нём, (ни)кто и не порадуется его смерти. У него нет ни врагов, ни друзей, но знакомых множество.
Весь этот Алексеев, Васильев, Андреев, или как хотите, есть какой-то неполный, безличный намёк на людскую массу, глухое отзвучие, неясный её отблеск.
1. Определите тип текста и его функционально-стилевую принадлежность. На какие признаки текста вы ориентировались?
Стиль текста – художественный. Для выражения авторской мысли используется большое количество языковых и стилистических средств языка, таких как:
- Риторические вопросы (Симпатичен ли такой человек? Любит ли, ненавидит ли, страдает ли?)
- Эпитеты (безличный, глухое отзвучие, неясный отблеск)
- Антонимы (добры-злы; присутствие-отсутствие)
Тип речи – рассуждение. В данном тексте автор рассуждает о проблеме т.н. «серых» людей. В доказательство своей мысли автор приводит различные аргументы и их объяснения. В конце делается вывод на основе анализа приведенных аргументов.
2. О каких людях пишет Гончаров? Почему он называет их «глухим отзвучием» людской массы? Подберите пословицы и фразеологизмы, с помощью которых можно характеризовать людей этого типа. Зачем, по вашему мнению, этот персонаж введён в повествование? Как вы думаете, какие события в детстве влияют на формирование подобных черт характера? Напишите об этом, выбрав необходимый тип текста.
Гончаров рассуждает о людях, которых мы сейчас назвали бы «серыми (мышами)». Это такие люди, которые не добились ничего в жизни (и чаще всего и не пытались), у них схожие интересы, зачастую весьма посредственные; они готовы угождать всем, кто выше их на карьерной лестнице. Они не хотят брать на себя даже ответственность за свою жизнь. Они очень часто завидуют тем, кто успешнее и умнее них. Сами они не добиваются каких-либо значительных успехов, поскольку энтузиазм таких людей обычно заканчивается на первом же пункте - «надо что-то начать делать».
Пословицы и фразеологизмы: ни рыба ни мясо; ни богу свечка ни черту кочерга; середка на половине – так себе; ни то ни се; второй сорт; не бог весть какой; серединка на половинку.
3. Какую проблему, по вашему мнению, поднимает автор в данном отрывке? Сформулируйте её.
Вариант ответа 1
В данном тексте Гончаров рассуждает о людях, которые не приносят обществу ни хорошего ни плохого, они просто существуют. Одна из проблем состоит в том, что подобных людей в любом обществе – большинство. Гончаров говорит о том, что каждый человек должен приносить обществу какую-либо пользу. Но то самое большинство не хочет прикладывать никаких усилий, оно просто существует. Другая проблема - эти люди хотят, чтобы весь мир был подстроен именно под таких, как они. Однако они не думают и не создают сами. Они слепо следуют за т.н. лидерами - людьми, которых они слушают, не вдумываясь и критически не оценивая сказанное.
Вариант ответа 2
В романе "Обломов" Гончаров пишет о людях, относящихся к нижнему слою общества в России. Основным персонажем является Илья Ильич Обломов, который представляет типичного лентяя и бездельника. Гончаров называет их "глухим отзвучием" людской массы, потому что они неактивны, лишены амбиций и страстей, их жизнь проходит в рутине и безделье.
Персонаж Обломова введен в повествование, чтобы показать проблемы и характеристику типичного "обломовщика" и сравнить его с другими персонажами, более деятельными и амбициозными. Через Обломова Гончаров рассматривает тему инерции и пассивности в российском обществе, а также критикует нравы и ценности своего времени.
События в детстве оказывают существенное влияние на формирование подобных черт характера. В романе упоминаются факторы, такие как избалованность, неспособность к самостоятельности, неуверенность и отсутствие поддержки в реализации своих талантов. Обломов был окружен заботой и уходом, что создало у него привычку к комфорту и отсутствию ответственности. Эти детские впечатления и опыт влияют на формирование его ленивого и бездельнического образа жизни во взрослой жизни.
Таким образом, Гончаров вводит персонажа Обломова, чтобы исследовать проблемы пассивности и бездействия в российском обществе. Он называет их "глухим отзвучием" людской массы, чтобы подчеркнуть их неактивность и отсутствие амбиций. Обломов служит примером инерции и нежелания меняться, и его характер формируется под влиянием событий в детстве, которые предопределяют его ленивый образ жизни.
Вариант ответа 3
В произведении "Обломов" Иван Гончаров описывает людей, принадлежащих к обществу низкой интеллектуальной и эмоциональной активности. Он называет их "глухим отзвучием" людской массы, потому что они не обладают яркими индивидуальными качествами, а скорее представляют собой серую массу без особых стремлений и амбиций.
Главный персонаж, Илья Ильич Обломов, введен в повествование, чтобы стать символом пассивности, бездействия и нежелания принимать активное участие в жизни. Он олицетворяет типичного лентяя и мечтателя, который проводит большую часть времени в лежачем положении, избегая ответственности и отказываясь от принятия сложных решений.
Формирование подобных черт характера у Обломова связано с его детством. Он был окружен заботой и привилегиями, что привело к формированию безответственного и ленивого отношения к жизни. Обломов не был научен преодолевать трудности или принимать ответственность за свои действия. Это привело к его бездеятельности и отчужденности от общества.
Таким образом, Гончаров вводит персонажа Обломова, чтобы иллюстрировать негативные последствия бездействия и пассивности. Через него он высмеивает инерцию и безответственность, представляя его как крайний пример того, что может произойти, если не принимать активное участие в своей жизни и не стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением