Ответы на вопросы на стр.317 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Сопоставьте произведение Горация «К Мельпомене» со стихотворением Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». В чём обнаруживается их сходство и в чём — различия?
Стихотворения Горация «К Мельпомене» и Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» обнаруживают множество сходств и различий, поскольку оба поэта обращаются к теме бессмертия через творчество и создание поэтического «памятника».
Сходства:
1. Тема бессмертия через творчество:
o Оба стихотворения подчеркивают идею, что истинное бессмертие для поэта заключается не в физическом существовании, а в его произведениях, которые будут жить в веках.
o У Горация: «Нет, весь я не умру, и жизни лучшей долей избегну похорон», — поэт заявляет, что его стихи переживут его самого.
o У Пушкина: «Нет, весь я не умру — душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит». Здесь Пушкин говорит о своей лирической душе, которая останется в его произведениях и принесет ему бессмертие.
2. Создание нерукотворного памятника:
o Гораций и Пушкин оба используют образ «памятника», который они воздвигают себе через свои стихи. Этот памятник превосходит физические сооружения и является символом долговечности их поэзии.
o У Горация: «Воздвиг я памятник вечнее меди прочной и зданий царственных превыше пирамид». Гораций утверждает, что его поэзия долговечнее, чем любые материальные памятники.
o У Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Пушкин подчеркивает, что его памятник не является физическим объектом, а создан его поэтическим гением.
3. Признание заслуг и слава:
o Оба поэта уверены, что их слава распространится среди людей и их творчество будет признано многими поколениями.
o Гораций надеется, что его слава будет признана в Риме и среди итальянцев: «И славный мой венец все будет зеленеть, доколе в Капитолий с безмолвной девою верховный ходит жрец».
o Пушкин видит свое признание среди всех народов России: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык».
Различия:
1. Масштаб и география славы:
o Гораций говорит о своей славе в рамках Римской империи: «И скажут, что рожден, где Ауфид говорливый стремительно бежит...». Он подчеркивает свои итальянские корни и связь с Италией.
o Пушкин же говорит о славе, которая распространится не только среди русских, но и среди разных народов, населяющих Российскую империю: «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык». Он подчеркивает многонациональность своей славы.
2. Функция поэзии:
o Гораций видит свою заслугу в том, что он первым соединил эолийский (греческий) стиль с итальянской поэзией: «Что первый я на голос эолийский свел песнь Италии». Его поэзия считается вкладом в культурное развитие Италии.
o Пушкин же акцентирует внимание на этической функции своей поэзии: «Что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я Свободу и милость к падшим призывал». Он гордится тем, что его стихи не только прославляют искусство, но и служат нравственному воспитанию народа.
3. Отношение к признанию:
o Гораций просит у Мельпомены, музы трагедии, увенчать его лаврами за его заслуги: «О, Мельпомена, свей заслуге гордой в честь сама венец дельфийский и лавром увенчай руно моих кудрей». Он открыто ждет признания своих заслуг.
o Пушкин, напротив, подчеркивает свою независимость от внешней оценки: «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца». Он отказывается от земных венцов и просит свою музу не бояться клеветы и не искать похвал.
Заключение:
Оба стихотворения посвящены теме поэтического бессмертия и создания нерукотворного памятника, но Гораций делает акцент на личном признании и культурном вкладе в Рим и Италию, а Пушкин подчеркивает свои заслуги в области нравственного воспитания народа и универсальность своей славы. Пушкин более отстранен от желания славы и признания, тогда как Гораций ждет венца от Мельпомены.
2. Почему поэт уверен, что воздвиг памятник, к которому «не зарастёт народная тропа»?
Поэт уверен, что воздвиг памятник, к которому «не зарастёт народная тропа», потому что он верит в силу и значимость своего творчества, которое затронуло важные и вечные темы, способные оказать глубокое влияние на людей и культуру.
Причины уверенности Пушкина:
1. Вечность поэзии:
o Пушкин считает, что его поэтическое наследие будет жить в веках, поскольку его стихи обращены к вневременным и универсальным темам: любовь, свобода, милосердие, справедливость. Эти темы всегда будут актуальны для людей. Он пишет о том, что его душа, воплощённая в стихах, переживет его физическую смерть: «Нет, весь я не умру — душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит».
2. Значение для народа:
o Поэт убежден, что его стихи будут любимы и ценимы народом, потому что они пробуждают «чувства добрые», вдохновляют на нравственные поступки и призывают к гуманизму: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Пушкин видит в своей поэзии важную социальную и нравственную миссию, которая делает его творчество близким и понятным людям.
3. Широкий охват и многонациональность:
o Пушкин подчеркивает, что его поэзия будет известна не только в центральных регионах России, но и среди различных народов Российской империи: «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык». Это символизирует его веру в универсальность своего творчества, которое сможет затронуть людей самых разных культур и национальностей.
4. Самостоятельность и независимость от признания:
o Пушкин не ждет признания от государственных структур или официальных наград. Он просит музу быть послушной божественному велению и равнодушной к похвалам и клевете: «Хвалу и клевету приемли равнодушно». Это подчеркивает его уверенность, что признание его поэзии будет искренним и естественным, исходящим от народа, а не от временной власти или сиюминутных мод.
Заключение:
Пушкин уверен, что «не зарастёт народная тропа» к его «нерукотворному памятнику» благодаря тому, что его творчество направлено на вечные, нравственные и близкие каждому человеку темы. Его поэзия обречена на бессмертие, поскольку она пробуждает в людях глубокие чувства и будет понятна многим поколениям, независимо от изменений во власти или политической ситуации.
3. Каково, по Пушкину, соотношение мирской и поэтической власти?
По Пушкину, мирская и поэтическая власть существенно отличаются, и их соотношение отражает разные уровни влияния и значимости в жизни общества и в судьбе человека. Мирская власть связана с политическими, социальными и материальными аспектами, тогда как поэтическая власть представляет собой высшую духовную и нравственную силу, способную влиять на души и сердца людей через творчество.
Соотношение мирской и поэтической власти в понимании Пушкина:
1. Поэтическая власть выше и долговечнее мирской:
o Пушкин утверждает, что поэзия обладает вечной силой, в то время как мирская власть преходяща. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» он подчеркивает, что его поэтическое наследие переживет и его самого, и любые временные политические режимы. Слава поэта, выраженная в его произведениях, будет жить веками, тогда как политическая власть и её символы, такие как «Александрийский столп», могут исчезнуть: «К нему не зарастет народная тропа».
2. Мирская власть не может контролировать поэта:
o По Пушкину, поэтическая власть независима от мирской. Поэт служит высшим духовным и моральным ценностям, а не властным структурам. В стихотворении «Из Пиндемонти» Пушкин высказывает идею о том, что ему все равно, кому подчиняться — царю или народу, поскольку для него главное — быть свободным в своей творческой деятельности: «Зависеть от царя, зависеть от народа — не все ли нам равно? Бог с ними». Поэт не должен гнуть «совести, ни помыслов, ни шеи» под мирскую власть, потому что его истинная свобода — это свобода творчества.
3. Поэтическая власть служит нравственному воспитанию:
o В отличие от мирской власти, которая часто основана на принуждении, поэтическая власть воздействует на людей через чувства и идеи. Пушкин считает, что поэт выполняет
4. Мирская власть временная, а поэтическая — вне времени:
o Поэт живет не ради сиюминутного признания и не зависит от мирской власти. Он подчиняется «веленью божию», а не ждет венца от царей или общественного признания. Пушкин утверждает, что истинная поэтическая власть заключается в умении оставаться независимым от внешних обстоятельств: «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца». Это отличает поэтическую власть от мирской, которой нужны признание и поддержка для её сохранения.
Заключение:
Для Пушкина поэтическая власть несравненно выше мирской, поскольку она основывается на вечных духовных ценностях и имеет силу влиять на души людей через творчество, оставаясь вне времени и пространства. В то время как мирская власть временна и ограничена, поэт обладает властью, которая переживает его самого и способна сохранить свою актуальность в любом поколении. Поэт независим от политической системы, его сила в творческой свободе и способности затронуть человеческие сердца, что делает поэтическую власть более мощной и долговечной, чем любая мирская власть.
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»
1. Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» связано с давними европейскими и русскими поэтическими традициями (Гораций, Ломоносов, Державин). Поэт хочет быть уверен, что жил и писал не напрасно, что память о нём сохранится. Как звучат в актёрском чтении эти мысли поэта?
Актер передает мысли поэта: читает сдержанной уверенной интонацией, торжественной и величественной. В каждом слове звучит убежденность в том, что творчество поэта обрело бессмертие. На словах «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» интонация подчеркивает грандиозность идеи, что этот памятник — не материальный, а духовный. Паузы в ключевых моментах помогают осознать важность каждого утверждения, например, перед словами «Нет, весь я не умру».
Когда речь идет о народной памяти («К нему не зарастет народная тропа»), интонация становится более теплой и проникновенной, чтобы передать значимость связи с народом. Финальные строки — «Хвалу и клевету приемли равнодушно» — звучат спокойно и мудро, передавая уверенность поэта в своем творческом предназначении и независимость от мирской славы и критики.
2. Что бы вы особо подчеркнули, готовя выразительное чтение стихотворения? Почему?
Готовя выразительное чтение стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», я бы особо подчеркнул следующие моменты:
1. Торжественность и уверенность:
• Почему: Стихотворение выражает уверенность поэта в том, что его творчество будет жить в веках, что «памятник» его поэзии останется вечным. Это требует величественной и сдержанной интонации, чтобы передать масштаб идеи бессмертия и величия поэта, сравнивающего свою славу с прочными памятниками, как «Александрийский столп». Уверенность в этих строках важна для передачи значимости, поэтому здесь интонация должна звучать торжественно и сильно.
2. Мотив бессмертия и вечности:
• Почему: Строки «Нет, весь я не умру» требуют особого акцента, потому что они представляют центральную идею стихотворения — мысль о бессмертии поэта через его творчество. Здесь важно подчеркнуть паузами и замедлением ритма уверенность в том, что поэтическая душа переживет физическую смерть, что именно творчество станет его вечной жизнью.
3. Связь с народом:
• Почему: Когда поэт говорит о том, что слух о нём «пройдет по всей Руси великой» и что его будут помнить разные народы («И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык»), важно передать теплоту и гордость за то, что его поэзия будет воспринята многими народами. Интонация здесь может быть более мягкой и задушевной, чтобы подчеркнуть, что память о поэте будет жить в сердцах людей.
4. Этическая миссия поэта:
• Почему: В строках «Что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я Свободу и милость к падшим призывал» важно выделить нравственное значение творчества Пушкина. Здесь интонация должна быть проникновенной, чтобы подчеркнуть, что поэт гордится не только своим мастерством, но и тем, что его стихи служат высокой цели — пробуждать в людях доброту, милосердие и стремление к свободе.
5. Мудрое принятие критики:
• Почему: Финальные строки «Хвалу и клевету приемли равнодушно» выражают идею философского отношения к славе и критике. Здесь интонация должна быть спокойной и слегка отстраненной, чтобы передать мудрость поэта, его независимость от внешних оценок и уверенность в том, что истинная ценность его творчества не зависит от мимолетных мнений окружающих.
Заключение:
При выразительном чтении стихотворения важно передать сочетание величия и торжественности с теплотой и философской мудростью. Это стихотворение о вечности поэзии, её значимости для народа и философском принятии судьбы, и каждый из этих аспектов требует точной передачи через интонации, паузы и акценты.
Учимся читать выразительно
Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», подчеркнув свойства поэзии, которые делают имя поэта бессмертным.
Для выразительного чтения стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» с акцентом на свойства поэзии, которые делают имя поэта бессмертным, необходимо выделить несколько ключевых аспектов:
1. Величие поэзии и её вечность:
• Слова: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
• Интонация: Торжественная, величественная, подчеркивающая уверенность поэта в том, что его творчество переживет века. Пауза после «воздвиг нерукотворный» создаст эффект размышления о масштабности этого достижения.
2. Бессмертие через творчество:
• Слова: «Нет, весь я не умру — душа в заветной лире мой прах переживет».
• Интонация: Спокойная, но с акцентом на слово «не умру», подчеркивая уверенность в том, что творчество останется после физической смерти.
3. Признание народом:
• Слова: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык».
• Интонация: Уверенная и гордая, подчеркивающая, что поэт уверен в народной памяти, которая сохранит его имя. Здесь можно добавить эмоциональное тепло, чтобы показать значимость этой связи с народом.
4. Этическая ценность поэзии:
• Слова: «Что чувства добрые я лирой пробуждал».
• Интонация: Теплая, проникновенная, с акцентом на словах «чувства добрые», чтобы передать важность нравственного влияния поэта на читателей.
5. Философское принятие судьбы:
• Слова: «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца».
• Интонация: Спокойная, мудрая, показывающая отстраненность поэта от земных страстей и оценок. Это финальный аккорд, завершающий стихотворение на философской ноте.
Таким образом, при чтении нужно акцентировать внимание на этих ключевых моментах, передавая величие, уверенность, духовную силу и философское отношение к жизни и творчеству.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением