Ответы на вопросы на стр.319 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Опыт литературоведческого исследованияРасскажите о стихотворении или стихотворениях Пушкина, посвящённых теме поэта и поэзии. В чём их пафос? Какие авторы писали о...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Опыт литературоведческого исследования
Расскажите о стихотворении или стихотворениях Пушкина, посвящённых теме поэта и поэзии. В чём их пафос? Какие авторы писали о значении поэзии в стихотворениях иод названием «Памятник»? Откуда у поэта уверенность, что он долго будет «любезен народу»? К чему призывает он свою музу? Сравните стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и «Памятник» Державина. В чём вы видите сходство и различия осмысления этой темы у двух поэтов? Прокомментируйте каждую строку в стихотворениях.
Стихотворение Александра Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836) посвящено теме поэта и поэзии, его роли и миссии в обществе. Это одно из самых известных произведений, в котором Пушкин размышляет о бессмертии поэта через его творчество. Он утверждает, что его поэзия переживёт физическую смерть и останется в памяти народной навсегда. В этом стихотворении поэт заявляет о своём месте в истории и культуре России, подчеркивая значение поэта как пророка, который доносит до общества вечные истины.
Пафос стихотворений о поэте и поэзии
Пафос стихотворения Пушкина заключается в утверждении бессмертия поэта через его произведения. Поэт выступает не просто как создатель текстов, но как духовный наставник, который оставляет след в душах людей, формируя их мысли и чувства. Пушкин убеждён, что его стихи, воспевающие свободу, милосердие и любовь к ближнему, сохранят свою актуальность на века, и именно это сделает его любимым и уважаемым среди народа.
Авторы, писавшие о значении поэзии в стихотворениях «Памятник»
До Пушкина эту тему осмысливал Гавриил Романович Державин в своём стихотворении «Памятник» (1795), которое стало одним из классических примеров поэзии о значении творчества. Но Державин был не первым, кто обратился к этой теме. Источником вдохновения как для Державина, так и для Пушкина стал древнеримский поэт Гораций. Его стихотворение «Exegi monumentum» («Я воздвиг памятник») — классический пример произведения, в котором утверждается, что поэт обретает бессмертие благодаря своим стихам, которые переживут века.
Уверенность Пушкина в бессмертии
Пушкин уверен, что будет «любезен народу» благодаря тому, что его поэзия пробуждает «чувства добрые» и восславляет свободу и милость к падшим. Он не просто писал стихи ради славы — его поэзия была направлена на просвещение и возвышение души народа. В стихотворении поэт подчёркивает, что его творчество не привязано к сиюминутным политическим или социальным вопросам, оно обращено к вечным ценностям, которые будут понятны и важны во все времена.
Призыв к музе
В финале стихотворения Пушкин обращается к своей музе, призывая её быть равнодушной к похвалам и критике: «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца». Этот призыв говорит о том, что поэту важна не внешняя оценка его творчества, а внутреннее чувство выполненного долга. Пушкин призывает музу к стойкости и независимости от внешних обстоятельств, что отражает его философский взгляд на жизнь и творчество.
Сравнение «Памятника» Пушкина и Державина
Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» перекликается с «Памятником» Державина как тематически, так и стилем. Оба поэта рассуждают о бессмертии через поэзию, утверждая, что их творчество переживёт их самих и будет ценимо будущими поколениями.
Сходства:
1. Тема бессмертия поэта: И Пушкин, и Державин уверены, что их поэзия переживёт физическую смерть и останется в памяти потомков.
2. Мотив воздвижения памятника: Оба поэта используют метафору памятника, который не связан с материальным миром, но создан их духовными достижениями.
3. Глубокий патриотизм: Оба поэта подчёркивают свою связь с народом и убеждены, что их творчество будет любимо и ценно для нации.
Различия:
1. Отношение к славе: Державин в «Памятнике» с гордостью говорит о своих заслугах перед государством и обществом. Он акцентирует внимание на том, что его поэзия будет признана не только в России, но и за её пределами. Пушкин же более скромен в своих притязаниях, хотя он уверен в своём бессмертии, он менее привязан к внешним почестям, его призыв к музе быть равнодушной к похвалам говорит о внутренней независимости.
2. Тональность: У Державина тон более торжественный и государственный, он как бы провозглашает свою значимость как поэта. Пушкин, напротив, использует более философский, спокойный и даже смиренный тон, признавая, что он не стремится к славе или наградам — его поэзия служит более высокому предназначению.
Комментарий к строкам стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»:
1. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» — Пушкин говорит о том, что его поэтическое наследие будет существовать в веках, не зависимо от физического мира.
2. «К нему не зарастёт народная тропа...» — поэт уверен, что его стихи будут любимы и посещаемы народом, как места памяти великих людей.
3. «Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа.» — здесь Пушкин сравнивает свой памятник с Александрийским столпом, символом власти, подчёркивая, что его поэзия выше временных символов величия.
4. «Нет, весь я не умру — душа в заветной лире...» — Пушкин говорит о бессмертии через творчество, утверждая, что его душа будет жить в его стихах.
5. «И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит.» — поэт уверен, что его слава будет сохраняться, пока существует поэзия.
6. «Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой...» — Пушкин подчёркивает свою связь с народом, уверенный, что его творчество будет признано по всей стране.
7. «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал...» — поэт говорит о том, что его стихи будут любить за их гуманизм, за то, что они пробуждают добрые чувства в людях.
8. «Веленью божию, о муза, будь послушна...» — обращение к музе с просьбой следовать божественному велению, не обращая внимания на земные похвалы и клевету.
9. «Хвалу и клевету приемли равнодушно...» — призыв к равнодушию к похвалам и критике, к внутренней стойкости и независимости.
Таким образом, и Пушкин, и Державин размышляют о роли поэта и его месте в истории, однако у Пушкина более личный и философский подход, в то время как Державин акцентирует внимание на государственном значении своего творчества.
Проект
1. Подготовьте заочную экскурсию в Михайловское, используя материалы учебника (см. раздел «Литературные места России»), книги «Читаем, думаем, спорим... 9 класс», ресурсы Интернета.
Заочная экскурсия в Михайловское
Добро пожаловать на виртуальную экскурсию в Михайловское — родовое имение семьи Пушкина и одно из самых знаковых мест для русской литературы. Михайловское, расположенное в Псковской области, стало для Александра Сергеевича Пушкина не просто местом ссылки, но настоящей «поэтической родиной», где он провёл два плодотворных года своей жизни, создавая великие произведения, которые стали вершинами русской поэзии.
История имения
Михайловское было пожаловано предку Пушкина, Абраму Петровичу Ганнибалу, ещё в XVIII веке императрицей Елизаветой. После смерти Ганнибала оно перешло по наследству его сыну, который и дал имению нынешнее название. Сам Пушкин впервые посетил Михайловское в 1817 году, но его судьба тесно связана с этим местом, когда он был сослан сюда в 1824 году. Эти годы ссылки (1824–1826) оказались для Пушкина одними из самых плодотворных: здесь он написал главы «Евгения Онегина», «Бориса Годунова» и множество лирических стихотворений.
Дом-музей
Центром усадьбы является дом-музей Пушкина, где воссозданы интерьеры, отражающие быт семьи поэта. Экспозиция начинается с передней, где представлены исторические документы, связанные с усадьбой, включая план владений XVIII века и редкие литографии. Особый интерес представляет комната няни Арины Родионовны, которая была одним из самых близких людей для Пушкина в Михайловском. Здесь можно увидеть её письма и предметы быта.
Прогулки по усадьбе
Усадьба Михайловское — это не только дом-музей, но и парк, окружающий дом. Пушкин любил прогуливаться по аллеям, наблюдая за природой, которая вдохновляла его на создание бессмертных произведений. Посетители могут увидеть те самые пейзажи, которые были источником вдохновения для поэта. Среди них — знаменитая липовая аллея и пруд, у которого Пушкин проводил долгие часы размышлений.
Литературное наследие
Период пребывания в Михайловском стал одним из самых продуктивных для Пушкина. Здесь он закончил работу над главами «Евгения Онегина», создал драму «Борис Годунов», а также множество стихотворений, в которых отразились его размышления о судьбе России, о месте поэта в обществе и о вечных темах любви, дружбы и свободы. Это место неразрывно связано с его творческим возрождением после политической ссылки.
Виртуальная прогулка
Для тех, кто не может посетить Михайловское лично, на сайте музея-заповедника доступна виртуальная прогулка, которая позволяет ознакомиться с интерьером дома, окрестностями усадьбы, а также другими важными объектами — такими как Тригорское и Святогорский монастырь, где похоронен Пушкин.
Михайловское — это не только часть личной истории Пушкина, но и важнейший памятник русской культуры, который стоит посетить, чтобы ощутить дух великого поэта и лучше понять его творчество.
2. Работа в группе. Подготовьте электронный поэтический сборник «Адресаты лирики Пушкина» со вступительной статьёй и комментариями. При подготовке сборника используйте материалы книги «Читаем, думаем, спорим... 9 класс» и ресурсы Интернета.
Сборник «Адресаты лирики Пушкина»
Вступительная статья
Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт, стал символом не только национальной литературы, но и выразителем самых тонких человеческих чувств. Его лирика охватывает широкий спектр тем — от дружбы и любви до размышлений о жизни, смерти и творчестве. Однако, одной из наиболее волнующих тем его поэзии была тема любви и те, кому она была адресована. Многие стихотворения Пушкина, особенно посвящённые его возлюбленным, передают глубокие личные переживания, но также отражают универсальные человеческие чувства.
Адресаты лирики Пушкина — это не просто реальные женщины, это музы, которые вдохновляли поэта на создание бессмертных произведений. Каждая из них оставила свой след в его поэзии, раскрывая разные грани любви — от возвышенного восторга до тихой грусти разлуки. Этот сборник посвящён тем, кто вдохновил Пушкина на создание его самых личных и искренних стихов.
Комментарии к стихотворениям и адресатам
1. Анна Петровна Керн
o Стихотворение: «Я помню чудное мгновенье...»
o Комментарий: Одно из самых известных любовных стихотворений Пушкина посвящено Анне Петровне Керн, которую поэт встретил в 1825 году в Тригорском. Стихотворение выражает восторг от неожиданной встречи с женщиной, чья красота и нежность вызвали в Пушкине возрождение забытых чувств. Воспоминание о Керн стало символом мимолётного, но глубокого вдохновения.
2. Наталья Николаевна Гончарова
o Стихотворение: «Мадонна»
o Комментарий: Наталья Гончарова, ставшая женой Пушкина в 1831 году, была не только его возлюбленной, но и символом женской чистоты и красоты. В стихотворении «Мадонна» Пушкин изображает Наталью как воплощение идеала женственности, сравнивая её с библейским образом Богоматери. Это стихотворение отражает уважение и восхищение Пушкина к своей жене, которая была для него источником покоя и радости.
3. Екатерина Бакунина
o Стихотворение: «К Бакуниной»
o Комментарий: В этом стихотворении Пушкин обращается к своей давней подруге Екатерине Бакуниной. Хотя их отношения были больше дружескими, поэт выражает нежную привязанность и благодарность за её дружбу и понимание. Бакунина была одной из тех, кто поддерживал поэта в трудные моменты его жизни.
4. Елизавета Воронцова
o Стихотворение: «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»
o Комментарий: Елизавета Воронцова, жена генерал-губернатора Новороссии, вдохновила Пушкина на создание ряда стихотворений, в том числе «На холмах Грузии...», где поэт выражает грусть и одиночество, вызванные разлукой с любимой женщиной. Хотя их отношения оставались под покровом тайны, именно к Воронцовой многие исследователи относят строки, полные печали и тоски.
5. Екатерина Сушкова
o Стихотворение: «Сжала руки под тёмной вуалью...»
o Комментарий: В стихотворении «Сжала руки под тёмной вуалью...» Пушкин передает острое чувство боли и расставания, вероятно, обращаясь к Екатерине Сушковой, с которой у него были непростые отношения. В этом произведении Пушкин показывает, как любовь может быть болезненной и разрушительной, но в то же время прекрасной и вдохновляющей.
6. Арина Родионовна Яковлева
o Стихотворение: «Няне»
o Комментарий: Арина Родионовна была не только няней, но и близким человеком для Пушкина, которая поддерживала его в трудные моменты жизни. Стихотворение «Няне» передает глубокую привязанность поэта к этой женщине, которая заботилась о нём с детства и оставалась верной спутницей на протяжении многих лет.
Заключение
Каждый из адресатов лирики Пушкина сыграл важную роль в его жизни и творчестве, открывая перед поэтом новые горизонты чувств и размышлений. Эти стихотворения остаются ярким свидетельством того, что вдохновение может рождаться в самых разных формах любви — от возвышенной страсти до тихого и трогательного чувства благодарности и дружбы.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением