Упр.149 Часть 1 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 149. Прочитайте текст. Выпишите слова с пропущенными буквами. Объясните их правописание.Тыс..челетия люди наблюдали обл..ка, замеч..ли их различия, но всего лишь...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 10 класс, Русское слово:
149. Прочитайте текст. Выпишите слова с пропущенными буквами. Объясните их правописание.
Тыс..челетия люди наблюдали обл..ка, замеч..ли их различия, но всего лишь двести лет назад их удалось типизировать, клас..ифиц..ровать и дать названия, сохр..нившиеся до сих пор.
Спец..алисты-м..теорологи давно установили связь между формой обл..ков и видом осадков. Им понятен м..ханизм зар..ждения, укрупнения, вып..дения капель — вся их недолгая жизнь между небом и землёй. Жизнь эта р..знообразна, как у людей, — в тонких обл..ках рождаются «худосочные» мелкие капли, которые могут исп..риться, даже не долетев до земли; мощное многокил..ометровое по толщине обл..ко рождает «полновесные» крупные капли, которые энергично устремляются вниз и уд..ряют о крыши и стёкла с х..рактерным звуком — «шумом дождя».
Чтобы описать все эти процес..ы, необходимо войти в тайны физики атмосферы, понять законы термод..намики.
Не вд..ваясь в т..орию происхождения дождей, попробуем вспомнить, как мы х..рактеризуем те или иные дожди в быту. Чаще всего: м..росящие, обл..жные, ливневые. Точно так же их клас..ифиц..руют м..теорологи. Каждый дождь имеет свои х..рактерные черты, позв..ляющие безошибочно нар..совать его п..ртрет.
М..росящие дожди — самые слабые дожди, состоящие из самых маленьких капель... Видимость при м..росящих дождях заметно сн..жается. Поэтому иногда их воспринимают как туман, мглу. Ощ..щение сырости усиливается тем, что мелкие капли легко переносятся ветром в гор..зонтальном напр..влении.
Обл..жные дожди — для многих самые нелюбимые. От них никуда не скрыться — мрачная серая п..лена обл..ков захватывает огромные пространства, иногда в тыс..чи кил..ометров. Их не переждать — дожди идут ч..сами, сутками, иногда н..делями. Поэтому и эпит..ты у такого дождя нерадос..ные: «нудный», «колкий», «долгий», «осенний» — одним словом, «обл..жной»...
Ливни — это особые дожди. Их внезапность, обильность, мощь и разрушительная сила заст..вляют относиться к ним с повышенным вниманием. Их частые спутники — грозы, шквалы. Так что шутки с ливневыми дождями — плохи.

1. Определите тему текста и озаглавьте его.
Тема – классификация дождей и осадков. Название - «Вариативность дождей».

2. Докажите, что данный текст представляет собой рассуждение с элементами описания.
Текст относится к научно-популярному стилю. Текст повествует об открытиях учёных-метеорологов различных типов осадков, приводит примеры, понятные широкому кругу читателей. К элементам описаний относятся описание типов дождей, представленные в отдельных абзацах.

3. Определите стиль речи текста. Аргументируйте свой ответ.
Текст относится к научно-популярному стилю. Текст содержится рассказ о научных фактах, представленных языком, доступным широкому кругу читателей. В тексте содержатся термины (ливни, метеорологи, термодинамика, физика атмосферы), научные факты сопровождаются примерами, понятными неспециалистам. Присутствует просторечная разговорная лексика (нудный, колкий, долгий, полновесные) и метафоры (нарисовать его портрет; шум дождя).

4. Подберите четыре небольших по объёму текста разных стилей и жанров на соответствующую тему. Сравните тексты. Чем они различаются: целями, формой, языковыми средствами и т. д.?
1. Дождь – это атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде небольших капель воды. Размер капель составляет от 0,4 до 7 мм. При сильной интенсивности капли соединяются и оседают на землю. Описываемое физическое явление выпадает из смешанных облаков, которые содержат холодные капли воды или кристаллы льда.
Люди часто задаются вопросом, откуда берется дождь. Образование дождя начинается с его зарождения в облаках. Вначале происходит испарение влаги с Земли — с рек и озер, морей, городских луж и других источников. Пар исходит даже с листьев деревьев и с нашего тела. Теплый воздух поднимается ввысь – в процессе отдаления от поверхности Земли воздух становится прохладнее. Возникает противоположный испарению процесс – конденсация. Вода превращается из газообразного состояния в жидкое. (Публицистический стиль)
2. Дождь, вода, образующаяся при конденсации водяного пара, выпадающая из облаков и достигающая земной поверхности в виде капель жидкости. Диаметр дождевых капель колеблется от 0,5 до 6 мм. Капли мельче 0,5 мм называются моросью. Капли крупнее 6 мм сильно деформируются и разбиваются при падении на землю.
В зависимости от объема осадков, выпадающих за определенный промежуток времени, по интенсивности различают слабые, умеренные и сильные (ливневые) дожди. Интенсивность слабого дождя меняется от ничтожно низкой до 2,5 мм/ч, умеренного дождя – от 2,8 до 8 мм/ч и при сильном дожде – более 8 мм/ч, или более 0,8 мм за 6 мин. Обложные затяжные дожди при сплошной облачности на значительной территории обычно слабые и состоят из мелких капель. Дожди, выпадающие на небольших участках спорадически, обычно более интенсивны и состоят из более крупных капель. За один сильный грозовой ливень продолжительностью всего 20–30 мин может выпасть до 25 мм осадков. (Научный стиль)
3. Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что казалось, он не достигал земли, и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе. Но это была видимость. Его теплых, ручьями растекавшихся вод было достаточно, чтобы смыть дочиста снег с земли, которая теперь вся чернела, лоснясь, как от пота.
Малорослые яблони, все в почках, чудесным образом перекидывали из садов ветки через заборы на улицу. С них, недружно перестукиваясь, падали капли на деревянные тротуары.
Барабанный разнобой их раздавался по всему городу. (Борис Пастернак. Доктор Живаго) (Художественный стиль).
4. Образование форм существования воды в виде капель дождя или кристаллов льда зависит от различных условий (например, вертикальных воздушных потоков, разности температур) и окончательного направления перемещения капель или кристалликов льда внутри облака.
Если при движении вниз переохлажденные капли или кристаллики льда проходят через участок с температурой выше 0°С и приобретают температуру выше 0°С, они могут превратиться в обычные капли и пролиться на землю в виде дождя. При падении, в зависимости от условий, капли могут увеличиваться в размере. Скорость падения растет вместе с диаметром капель. Скорость капель диаметром 5-6 мм составляет 9 м/с; эти капли падают на меньшие, так что в дальнейшем происходит увеличение размера падающих капель. В результате размер капель находится в пределах 5-6 мм. (Официально-деловой стиль)
Все тексты отличаются использованием лексических средств, построением предложений, а также количеством терминов и их значений. В научном тексте предложения большей частью короткие, простые. В данном тексте присутствует специальная терминология (интенсивность, водяной пар, морось, спорадически), а также отсутствуют художественно-выразительные средства и личный взгляд автора. Художественный текст наполнен метафорами, олицетворениями, сравнениями и эпитетами (бисерный дождь, барабанный разнобой, дымкой водяной пыли), можно проследить состояние автора, а также его взгляд на описываемое природное явление. Текст публицистического стиля находится где-то между художественным и научным текстами. Ему свойственно наличие терминологии и личного взгляда автора, однако обращается он напрямую к его читателям.

5. Найдите в тексте градацию — приём, при котором однородные члены располагаются по степени нарастания действия.
Градация: Дожди идут часами, сутками, иногда неделями; моросящие, обложные, ливневые.

6. Являются ли синонимами слова туман, мгла? Продолжите синонимический ряд.
Слова «туман» и «мгла» являются синонимами.
Синонимический ряд: туман, мгла, пелена, туманность, дымка, смог, облачность.

7. Выпишите из текста антонимические пары слов.
небо - земля;
- худосочные - полновесные
- мелкие - крупные.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением