Упр.147 Часть 1 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 147. Прочитайте отрывок из повести А.И. Куприна «Поединок». Сгруппируйте слова с пропущенными буквами по видам орфограмм. Составьте соответствующую таблицу.Было...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 10 класс, Русское слово:
147. Прочитайте отрывок из повести А.И. Куприна «Поединок». Сгруппируйте слова с пропущенными буквами по видам орфограмм. Составьте соответствующую таблицу.
Было н..чало апреля. Сум..рки сгущ..лись незаметно для глаза. Тополи, ок..ймлявшие шос..е, белые, низкие домики с ч..р..пичными крышами по сторонам дороги, ф..гуры редких прохожих — всё поч..рнело, утратило цвета и п..рсп..ктиву; все предметы обр..тились в ч..рные плоские с..луэты, но оч..ртания их с прелес..ной ч..ткостью стояли в смуглом воздухе. На западе за городом г..рела з..ря. Точно в жерло раск..лённого, пылающего жидким золотом вулкана сваливались тяжёлые сизые обл..ка и рдели кроваво-красными, и ..нтарными, и ф..олетовыми огнями. А над вулканом поднималось куполом вверх, зеленея б..рюзой и акв..м..рином, кроткое в..чернее в..сеннее небо.
Медленно идя по шос..е, с трудом волоч.. ноги в огромных к..лошах, Ромашов неотступно гл..дел на этот волшебный пожар. Как и всегда, с самого детства, ему ч..дилась за яркой в..черней з..рёй какая-то т..инственная, светозарная жизнь. Точно там, далеко-далеко за обл..ками и за гор..зонтом, пылал под невидимым отсюда со..нцем чудес..ный, осл..пительно-прекрас..ный город, скрытый от глаз туч..ми, проникнутыми внутренним огнём. Там св..ркали нест..рпимым блеском мостовые из золотых плиток, возвышались прич..дливые купола и башни с пурпурными крышами, св..ркали брил..ьянты в окнах, тр..петали в воздухе яркие разноцветные флаги. И ч..дилось, что в этом далёком и сказочном городе живут радос..ные, л..кующие люди, вся жизнь которых похожа на сла..кую музыку, у которых даже задумчивость, даже грусть — оч..ровательно нежны и прекрас..ны. Ходят они по с..яющим площ..дям, по т..нистым садам, между цветами и ф..нтанами, ходят, богоподобные, светлые, полные неоп..суемой радости, не знающие преград в счастии и желаниях, не омр..чённые ни скорбью, ни стыдом, ни заботой...
1. Определите тип текста.
Тип текста: повествование с элементами описания. Об описании свидетельствует описание окружающей действительности с использованием художественно-выразительных средств (эпитетов, олицетворений, метафор). К повествованию относится описание мыслей и действий Ромашова; в этой части текста присутствует большое количество глаголов прошедшего времени, обозначающих последовательные действия.

2. Проанализируйте лексические, морфологические и синтаксические средства и докажите, что данный текст относится к стилю «язык художественной литературы».
Лексические:
- эпитеты (смуглый воздух, зеленея бирюзой и аквамарином; таинственная, светозарная жизнь, ослепительно-прекрасный город);
- сравнения (точно в жерло раскаленного, пылающего жидким золотом вулкана; небо поднималось куполом);
- метафоры (горела заря; волшебный пожар; брильянты в окнах).
Морфологические:
- большое количество глаголов прошедшего времени (горела, обратились, глядел, пылал);
- большое количество прилагательных (прелестной, тяжелые, сизые, вечерней, невидимым, сказочном).
Синтаксические:
- сложные распространенные предложения с большим количеством однородных членов.
Такое количество разнообразных средств художественной выразительности характерно для «языка художественного текста». Тексты других стилей речи не обладают подобным разнообразием средств художественной выразительности.

3. Выпишите все слова, передающие оттенки цвета «таинственной, светозарной жизни». Какова роль пейзажа в раскрытии психологического состояния героя?
«Там сверкали нестерпимым блеском мостовые из золотых плиток, возвышались причудливые купола и башни с пурпурными крышами, сверкали брильянты в окнах, трепетали в воздухе яркие разноцветные флаги». «Сияющим площадям, тенистым садам, между цветами и фонтанами…».
Пейзаж описывается в романтично-восторженном духе. Это описание отражает внутреннее состояние Ромашова, который является интеллигентным романтичным юношей, попавшим в абсолютно противоположную всему его существу среду - провинциальный полк.

4. Сколько микротем можно выделить в этом отрывке? Сформулируйте их и запишите.
Микротемы:
1. Апрельские сумерки.
2. Заря как раскалённое жерло вулкана.
3. Мечтания Ромашова.
4. Далёкий сказочный город.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением