Контрольные вопросы и задания после упр.502 ГДЗ Ладыженская Баранов 5 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение Контрольные вопросы и задания1. Что изучается в морфемике?В морфемике изучаются морфемы как части слова.2. Чем отличаются формы одного и того же слова от...
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ладыженская, Баранов, Тростенцова 5 класс, Просвещение:
Контрольные вопросы и задания
1. Что изучается в морфемике?
В морфемике изучаются морфемы как части слова.
2. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?
При образовании однокоренных (родственных) слов получаются слова с различным лексическим значением. Например, звонить, звонкий, перезвон.
При изменении слова получаются формы этого же слова; изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остаётся тем же самым. Например, звонить, звонит, звонят; правильный, правильная, правильные; телефон, телефона, телефону.
3. Как найти окончание и основу слова?
Чтобы найти окончание в слове, нужно изменить его по родам, по числам, по падежам или по лицам, в зависимости от того, какая перед нами часть речи. Изменяемая часть слова и есть окончание. Основа – это часть слова без окончания.
4. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.
Основа слова может состоять из приставки, корня и суффикса.
5. Покажите на 2–3 примерах, что окончание, суффикс и приставка действительно являются значимыми частями слова.
Окончание является значимой частью слова, т. к. выражает различные грамматические значения форм слов:
– числа: краска – краски, яркая – яркие, красит – красят;
– рода: яркая – яркий – яркое;
– падежа:
И. п. – яркая краска, яркие краски;
Р. п. – яркой краски, ярких красок;
Д. п. – яркой краске, ярким краскам;
В. п. – яркую краску, яркие краски;
Т. п. – яркой краской, яркими красками;
П. п. – о яркой краске, ярких красках;
– лица и числа:
1 л. – я крашу, мы красим;
2 л. – ты красишь, вы красите;
3 л. – он (она, оно) красит, они красят.
Суффикс и приставка являются значимыми частями слова, т. к. служат для образования слов: вода – водяной, группа – подгруппа.
6. Приведите примеры с чередованием гласных в корне слова; с чередованием согласных в корне слова.
Примеры с чередованием гласных в корне слова: предлагать – предложить, расти – выращенный – подросла.
Примеры с чередованием согласных в корне слова: светит – свеча – освещать.
7. Приведите примеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке.
Примеры слов с беглыми гласными:
– в корне: угол – угла, ремень – ремня;
– в суффиксе: листок – листка, горец – горца;
– в приставке: подождать – поджидать, оторвать – отрывать.
8. Как различить, когда надо писать на конце приставки з, а когда – с?
В приставках на -з/-с перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими – с: безвкусный – бесплатный, раздать – расширить.
9. Как мы определяем, какую гласную надо писать в корнях -лаг- – -лож-, -раст- – -рос-?
В корне -лаг- – -лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс -а-; буква о пишется, если за корнем нет суффикса -а-: предполагать, предположение.
В корне -раст- – -рос- безударная а пишется перед ст, щ: вырасти, выращенный, выросла. Слова-исключения: росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав.
10. Какая буква – о или ё – пишется, как правило, в корне слова после шипящих?
В большинстве слов после шипящих под ударением в корне пишется буква ё. К ним можно подобрать однокоренные слова с буквой е в корне: жёрдочка (жердь). Слова-исключения: крыжовник, трущобы, шомпол, шорох, шов, капюшон, шок, шорты и другие.
11. И или ы пишется после ц в корне у большинства слов?
У большинства слов после ц в корне пишется буква и: цифра, циркуль. Слова-исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнуть, цыц, цыпки.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением