Упр.61 Глава 5 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 61. 1) Прочитайте отрывок из рассказа «Щедрый ёжик».На рассвете (приставка перед основой на глухой согласный) неподалёку от меня кто-то зашелестел (проверочное слово:...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:
61. 1) Прочитайте отрывок из рассказа «Щедрый ёжик».
На рассвете (приставка перед основой на глухой согласный) неподалёку от меня кто-то зашелестел (проверочное слово: шелест) листьями. Хрустнула (проверочное слово: хруст) сухая ветка. Послышался шорох. (словарное слово)
Шагах в двух от меня пробежал (проверочное слово: бег) круглый, встопорщенный ёж. На иголках у него были какие-то зеленоватые (суффикс -оват- после твёрдых согласных) шарики. Ёж пробрался (неизменяемая приставка про-) под густой куст и долго там копошился, (копошиться; перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в инфинитиве) хозяйничал. Немного погодя он вышел (проверочное слово: шё?л) из-под куста и отправился куда-то по своим делам. Скоро ёж опять вернулся (проверочное слово: перевё?рнутый) с добычей. Он был весь разукрашен лесными грушками. С минуту удивлённого глядел (проверочное слово: гля?дя) на меня из-под насупленных бровей, потом направился к своему тайнику. Выйдя оттуда, опять взглянул (проверочное слово: гля?дя) на меня маленькими глазками. На рассвете ёжик пришёл (в корне слова после шипящих в ударной позиции пишется гласная ё в том случае, если можно подобрать проверочное слово: шедший) с тремя яблоками, наколотыми на иголки. Подошёл (в корне слова после шипящих в ударной позиции пишется гласная ё в том случае, если можно подобрать проверочное слово: шедший) совсем близко ко мне и фыркнул, будто пригласил полакомиться (словарное слово) яблочками.
Всё повторилось (проверочное слово: повтор) и на следующий день. Ёжик словно подрядился (проверочное слово: подряд) снабжать (словарное слово) меня едой - приносил (проверочное слово: носит) то яблоки, то груши.
(Ю. Збанацкий)

2) Выполните синтаксический разбор предложений первого абзаца.
На рассвете неподалёку от меня кто-то зашелестел листьями.
(кто?) кто-то; кто-то (что сделал?) зашелестел; зашелестел (когда?) на рассвете; зашелестел (где?) неподалёку от меня; зашелестел (чем?) листьями)
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое.
Хрустнула сухая ветка.
(что?) ветка; ветка (что сделала?) хрустнула; ветка (какая?) сухая)
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое.
Послышался шорох.
(что?) шорох; шорох (что сделал?) послышался)
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое.

3) Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их написание.

4) Во втором абзаце найдите предложения с однородными членами. Назовите эти члены предложения.
Шагах в двух от меня пробежал круглый, встопорщенный ёж. (однородные определения)
Ёж пробрался под густой куст и долго там копошился, хозяйничал. (однородные сказуемые)
Немного погодя он вышел из-под куста и отправился куда-то по своим делам. (однородные сказуемые)
С минуту удивлённо глядел на меня из-под насупленных бровей, потом направился к своему тайнику. (однородные сказуемые)
Подошёл совсем близко ко мне и фыркнул, будто пригласил полакомиться яблочками. (однородные сказуемые)

5) Определите тему, основную мысль текста, тип речи.
Тема: Ёж.
Основная мысль текста: Ёж делает тайник на зиму.
Тип речи: повествование.

6) Напишите изложение, близкое к авторскому тексту.
Изложение
Как-то на рассвете возле меня кто-то зашелестел листьями. Хрустнула ветка, и послышались шорохи.
Шагах в двух от меня пробежал круглый ёж, держа на иголках какие-то зелёные шарики. Ёж пробежал под густой куст и долго там копошился. Через некоторое время он выбежал из-под куста и отправился куда-то по своим делам. Скоро ёж снова вернулся с приколотыми лесными грушками на иголках. С минуту удивленно смотрел на меня, а потом отправился к тайнику. На следующее утро ёж снова пришёл к тайнику с тремя яблоками на иголках. Он подошёл близко ко мне и будто пригласил попробовать яблоки.
На следующий день всё снова повторилось. Ёж будто подрядился снабжать меня едой - носил то яблоки, то груши.

Морфемный разбор:
рассвете
зеленоватые

Фонетический разбор:
Опять
1. Опять - о-пять (2 слога).
2. Опять - [апат].
3. В слове 5 букв: 2 гласных, 2 согласных и 1 буква, не обозначающая звука.
4. Звукобуквенный анализ:
о - [а]: гласный, безударный
п - [п]: согласный, глухой парный, мягкий парный
я - [а]: гласный, ударный
т - [т]: согласный, глухой парный, мягкий парный
ь - не обозначает звука
5. В слове 4 звука: 2 гласных и 2 согласных.
Буква ь не обозначает звука.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением