Упр.66 Глава 5 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:
66. 1) Прочитайте начало рассказа, вставляя пропущенные союзы. Объясните, в каких предложениях союзы используются для связи однородных членов предложения, а в каких связывают части сложных предложений.
Маленькое чудовище
Наш корабль шёл в Анадырском заливе. Была ночь. Я стоял на корме. Льдины за бортами шуршали и (соединяет однородные сказуемые) ломались. Дул сильный ветер, но (соединяет части сложного предложения) море было спокойно, тяжёлые льды не давали ему разбушеваться. Корабль пробирался между льдинами малым ходом. Скоро начнутся ледяные поля. Капитан вёл корабль осторожно, чтобы (соединяет части сложного предложения) не врезаться во льды.
Вдруг я слышу, как (соединяет части сложного предложения) что-то плеснуло у самого борта. Даже корабль на волне качнуло.
Я наклонился за борт и (соединяет однородные сказуемые) увидел какое-то чудовище за бортом. То (соединяет однородные сказуемые) отплывёт, то (соединяет однородные сказуемые) приблизится и (соединяет однородные сказуемые) тяжко-тяжко вздыхает. Исчезло, появилось впереди корабля, вынырнуло у самое кормы. Вода от его всплесков зелёным светом горит.
Кит! Всю ночь за кораблём плыл и (соединяет однородные сказуемые) вздыхал. А на рассвете разглядел я его: длинная голова похожа на кувалду, глазки крошечные, а (соединяет части сложного предложения) ноздря всего одна. Из воды её высунет, фонтан пара выпустит, вздохнёт тяжело и (соединяет однородные сказуемые) опять уйдёт под воду. Это был молодой кашалот.
(По Г. Снегирёву)
Союзы для вставок: чтобы, и, но, как, то... то, а.
2) Найдите в третьем абзаце предложения, в которых есть только сказуемое, а подлежащее пропущено. Понятно ли вам. о ком сообщает сказуемое? Почему? Попробуйте вставить пропущенные члены предложения и оценить полученный вариант. Что изменяется в тексте? Какой вариант лучше?
То отплывёт, то приблизится и тяжко-тяжко вздыхает.
Исчезло, появилось впереди корабля, вынырнуло у самой кормы.
В данных предложениях можно понять, о ком сообщает сказуемое, из контекста текста. Речь идёт о ките (чудовище, как его вначале назвал автор), который плыл за кораблём.
Вариант с подлежащим:
Кит то отплывёт, то приблизится и тяжко-тяжко вздыхает. Чудовище то отплывёт, то приблизится и тяжко-тяжко вздыхает.
Чудовище исчезло, появилось впереди корабля, вынырнуло у самой кормы.
Лучше вариант без подлежащего, так как отсутствуют повторы слов.
3) Выпишите из текста предложения, соответствующие данным схемам. Объясните, как вы нашли эти предложения.
[]1): []2), []3), а []4). - А на рассвете разглядел я его1): длинная голова похожа на кувалду2), глазки крошечные3), а ноздря всего одна4).
[=, =, =] - Исчезло, появилось впереди корабля, вынырнуло у самой кормы.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением