Упр.124 Глава 4 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 124. 1) Прочитайте пары предложений. В каких предложениях выделенные слова употреблены в прямом значении, а в каких — в переносном?1. К новому комп(?)ютеру надо купить...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:
124. 1) Прочитайте пары предложений. В каких предложениях выделенные слова употреблены в прямом значении, а в каких — в переносном?
1. К новому комп(?)ютеру надо купить новую мышку. Через комнату тихо пр...семенила серая мышка. 2. Тр...пинка в лесу ус(?)лана сухими иголками сосны. Вася так усердно приш...вал пуговицу, что сл...мал иголку. 3. Занавес ра...двинулся, и на сцену выш...л наш любимый артист. Пятиклас(?)ники с...грали сцену из спектакля «Двенадцать месяцев». 4. Жажда новых открытий позв...ла нас в дорогу. Мы утолили жажду ключевой водой.
5. На военном к...рабле все подчиняются капитану. Капитан нашей к...манды забил решающий гол. 6. Пушкин всю жизнь дор...-жил дружбой с лицейскими друз(?)ями. Мы ещё в де...стве читали Пушкина. 7. Весь завод уча(?)ствовал в выборах д...ректора. Мой брат работает на к...рпичном заводе.
1. К новому компьютеру надо купить новую мышку. (переносное значение)
Через комнату тихо просеменила серая мышка. (прямое значение)
2. Тропинка в лесу устлана сухими иголками сосны. (переносное значение)
Вася так усердно пришивал пуговицу, что сломал иголку. (прямое значение)
3. Занавес раздвинулся, и на сцену вышел наш любимый артист. (прямое значение)
Пятиклассники сыграли сцену из спектакля «Двенадцать месяцев». (переносное значение)
4. Жажда новых открытий позвала нас в дорогу. (переносное значение)
Мы утолили жажду ключевой водой. (прямое значение)
5. На военном корабле все подчиняются капитану. (прямое значение)
Капитан нашей команды забил решающий гол. (переносное значение)
6. Пушкин всю жизнь дорожил дружбой с лицейскими друзьями. (прямое значение)
Мы ещё в детстве читали Пушкина. (переносное значение)
7. Весь завод участвовал в выборах директора. (переносное значение)
Мой брат работает на кирпичном заводе. (прямое значение)
2) Работа в паре. Спишите предложения, распределив их по группам в зависимости от значения выделенных слов:
— с переносным значением на основе сходства:
1. К новому компьютеру (разделительный мягкий знак перед гласной ю) надо купить новую мышку.
Через комнату тихо просеменила (неизменяемая приставка про-) серая мышка.
2. Тропинка (проверочное слово: тропы) в лесу устлана (проверочное слово: устилать) сухими иголками сосны.
Вася так усердно пришивал (проверочное слово: пришить; после шипящих пишется гласная и) пуговицу, что сломал (проверочное слово: сломит) иголку.
4. Жажда новых открытий позвала (проверочное слово: позвать) нас в дорогу.
Мы утолили жажду ключевой водой.
5. На военном корабле (словарное слово) все подчиняются капитану.
Капитан нашей команды (словарное слово) забил решающий гол.
— с переносным значением на основе смежности.
3. Занавес раздвинулся, (приставка перед основой на звонкий согласный) и на сцену вышел (проверочное слово: шедший; после шипящих пишется гласная е) наш любимый артист.
Пятиклассники (словарное слово) сыграли (после приставок на согласный происходит чередование и//ы) сцену из спектакля «Двенадцать месяцев».
6. Пушкин всю жизнь дорожил (проверочное слово: дороже) дружбой с лицейскими друзьями. (разделительный мягкий знак перед гласной я)
Мы ещё в детстве (проверочное слово: дети) читали Пушкина.
7. Весь завод участвовал (проверочное слово: участие) в выборах директора. (словарное слово)
Мой брат работает на кирпичном (словарное слово) заводе.
3) Обозначьте орфограммы в словах с пропущенными буквами.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением