Вопросы для повторения Глава 4 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Дополните высказывания.а) Весь словарный состав языка — это ... .Весь словарный состав языка - это лексика.б) Раздел лингвистики, изучающий словарный состав...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:
1. Дополните высказывания.
а) Весь словарный состав языка — это ... .
Весь словарный состав языка - это лексика.
б) Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка, — ... .
Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией.
в) Раздел лингвистики, который занимается составлением словарей, — ... .
Раздел лингвистики, который занимается составлением словарей, - лексикография.
г) То, что слово обозначает, — это ... .
То, что слово обозначает, - это лексическое значение слова.
2. Что такое грамматическое значение слова? Какая часть слова выражает грамматическое значение?
Грамматическое значение слова - это его значение, которое выражается словоизменительными морфемами - окончаниями и словообразовательными суффиксами. Грамматическое значение выражает форму лица, числа, падежа и рода.
3. Какие слова называются однозначными, какие — многозначными? Приведите примеры однозначных и многозначных слов.
Слова, которые имеют только одно лексическое значение, называются однозначными, например: троллейбус, прилагательное, стриж.
Слова, которые имеют несколько лексических значений, называются многозначными, например: шляпка, море, хвост.
4. Чем переносное значение слова отличается от прямого значения? Приведите примеры переноса значений, основанных на сходстве и на смежности предметов.
Прямое значение - это первое, основное значение многозначных слов. Переносное значение - это вторичное значение слова, возникшее на основе прямого.
Переносное значение на основе сходства: головка лука, нос корабля, хвост поезда.
Переносное значение на основе смежности: столовое серебро, читать Лермонтова, аудитория захлопала.
5. Назовите ряд, в котором приведены:
а) слова, входящие в одну тематическую группу;
б) синонимы;
в) антонимы;
г) омонимы.
1) Длинный — короткий, старый — новый, беднеть — богатеть.
2) Колоть (иголкой) — колоть (дрова), (ткацкий) стан — стан (врага).
3) Железо, медь, алюминий, серебро, золото.
4) Мастер, умелец, искусник, маэстро, мастак, дока.
1) Длинный - короткий, старый - новый, беднеть - богатеть. в) антонимы
2) Колоть (иголкой) - колоть (дрова), (ткацкий) стан - стан (врага). (г) омонимы
3) Железо, медь, алюминий, серебро, золото. (а) слова, входящие в одну тематическую группу.
4) Мастер, умелец, искусник, маэстро, мастак, дока. (б) синонимы.
6. Чем фразеологизм похож на слово и чем отличается от него?
Фразеологизм - это устойчивое выражение, которое мы используем в готовом виде. Фразеологизмы похожи на слова тем, что имеют лексическое значение и могут иметь синонимы и антонимы. Отличие фразеологизмов от слов заключается в том, что фразеологизм представляет собой единое целое, т.е. в нём нельзя заменить одно слово на другое.
7. Для чего нужны словари? Какими словарями вы пользуетесь в школе и дома?
Словари нужны тогда, когда мы изучаем иностранные языки, а также когда хотим найти какую-либо информацию (например, узнать лексическое значение слова) о слове родного языка. В школе мы пользуемся толковыми, орфографическими, фразеологическими, а также этимологическими словарями.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением