Упр.104 Глава 4 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:
104. 1) Прочитайте отрывок из сказки «Два брата».
У Л...ДЯНОЙ дубовой двери мальчик разл...жил высокий к...стёр. Вспыхнула спичка, затр...щали щепки, заг...релись дрова, запрыгало наст...ящее пламя, и мальчик засмеялся от радости. Он уселся у огня и грелся, грелся, грелся.
Веч...ром, сидя у л...дяной печки, мальчик взял и осторожно припрятал в рукав маленькую синичку. Нр...дедушка Мороз ничего не заметил. И на другой день, когда к...стёр разг...релся, мальчик прот...нул птицу к огню. Он ждал, ждал, и вдруг клюв у птиц... дрогнул, и глаза открылись, и она посмотрела на мальчика.
— Здра...ствуй! — сказал ей мальчик, чуть не плача от радости. — Пог...ди, Пр...дедушка Мороз! Мы ещё пож...вём!
(По Е. Шварцу)
2) Спишите, вставляя пропущенные буквы.
У ледяной (проверочное слово: лёд) дубовой двери мальчик разложил (чередование -лаг-/-лож-, перед согласным ж пишется гласная о) высокий костёр. (словарное слово) Вспыхнула спичка, затрещали (проверочное слово: треск) щепки, загорелись (чередование -гар-/-гор-, в безударном положении пишется гласная о: загорелись) дрова, запрыгало настоящее (словарное слово) пламя, и мальчик засмеялся от радости. Он уселся у огня и грелся, грелся, грелся.
Вечером, (проверочное слово: вечерний) сидя у ледяной (проверочное слово: лёд) печки, мальчик взял и осторожно припрятал в рукав маленькую синичку. Прадедушка (неизменяемая приставка пра-) Мороз ничего не заметил. И на другой день, когда костёр (словарное слово) разгорелся, (чередование -гар-/-гор-, в безударном положении пишется гласная о: разгорелся) мальчик протянул (проверочное слово: протянет) птицу к огню. Он ждал, ждал, и вдруг клюв у птицы (после согласного ц в окончаниях пишется гласная ы) дрогнул, и глаза открылись, и она посмотрела на мальчика.
- Здравствуй! (проверочное слово: здравие) - сказал ей мальчик, чуть не плача от радости. - Погоди, (словарное слово) Прадедушка (неизменяемая приставка пра-) Мороз! Мы ещё поживём! (проверочное слово: жить; после шипящих пишется гласная и)
3) Какие орфографические правила вы использовали? Обозначьте орфограммы в словах с пропущенными буквами.
Орфографические правила:
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- чередование в корнях -лаг-/-лож-;
- непроверяемые безударные гласные в корне слова;
- чередование в корнях -гар-/-гор-;
- правописание неизменяемых приставок;
- гласные в окончаниях существительных после согласного ц;
- непроизносимые согласные в корне слова
- гласные после шипящих.
4) Устно объясните, от каких слов и какими способами образованы выделенные слова.
- затрещали (затрещать) < трещать (приставочный способ)
- грелся (греться) < греть (суффиксальный способ)
- припрятал (припрятать) < прятать (приставочный способ)
- маленькую < малый (суффиксальный способ)
- синичку < синица (суффиксальный способ)
- прадедушка < дедушка (приставочный способ)
5) Найдите в отрывке и выпишите синонимы.
Костёр, пламя, огонь.
Вспыхнула, загорелись, разгорелся.
6) Найдите предложения, в которых повторяющиеся слова синонимами не являются. Для чего они используются? Какими словосочетаниями можно передать этот же смысл в предложениях? Какой способ выразительнее?
Он уселся у огня и грелся, грелся, грелся.
Он ждал, ждал, и вдруг клюв у птицы дрогнул, и глаза открылись, и она посмотрела на мальчика.
Повторяющиеся слова в данных предложениях указывают на продолжительность действия. Их можно заменить словосочетаниями очень долго грелся/очень долго ждал. Однако данный способ является менее выразительным, тем повторение глагола.
7) Напишите сочинение по рисунку. Тему выберите самостоятельно.
Спасённая синица
На рисунке изображены мальчик и синица у него в руках. Мальчик одет в тёплую куртку, зимнюю шапку, валенки и тёплый шарф. Он сидит перед небольшим костром и держит над ним птицу.
Данный рисунок является иллюстрацией к сказке Евгения Шварца «Два брата». Здесь проиллюстрирован момент, когда мальчик спасает замёрзшую птицу. Мы видим необыкновенно доброго мальчика, который проявляет заботу по отношению к погибающей птице. Он согревает синицу, несмотря на то, что ему требуется согреться не меньше, чем птице.
На рисунке, помимо мальчика с птицей, мы видим ледяные узоры. Однако они не мрачные, а дающие надежду. Надежду на то, что в итоге всё в сказке закончится хорошо, все её персонажи будут спасены.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением