Упр.104 Глава 4 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 104. 1) Прочитайте отрывок из сказки «Два брата».У Л...ДЯНОЙ дубовой двери мальчик разл...жил высокий к...стёр. Вспыхнула спичка, затр...щали щепки, заг...релись...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:
104. 1) Прочитайте отрывок из сказки «Два брата».
У Л...ДЯНОЙ дубовой двери мальчик разл...жил высокий к...стёр. Вспыхнула спичка, затр...щали щепки, заг...релись дрова, запрыгало наст...ящее пламя, и мальчик засмеялся от радости. Он уселся у огня и грелся, грелся, грелся.
Веч...ром, сидя у л...дяной печки, мальчик взял и осторожно припрятал в рукав маленькую синичку. Нр...дедушка Мороз ничего не заметил. И на другой день, когда к...стёр разг...релся, мальчик прот...нул птицу к огню. Он ждал, ждал, и вдруг клюв у птиц... дрогнул, и глаза открылись, и она посмотрела на мальчика.
— Здра...ствуй! — сказал ей мальчик, чуть не плача от радости. — Пог...ди, Пр...дедушка Мороз! Мы ещё пож...вём!
(По Е. Шварцу)

2) Спишите, вставляя пропущенные буквы.
У ледяной (проверочное слово: лёд) дубовой двери мальчик разложил (чередование -лаг-/-лож-, перед согласным ж пишется гласная о) высокий костёр. (словарное слово) Вспыхнула спичка, затрещали (проверочное слово: треск) щепки, загорелись (чередование -гар-/-гор-, в безударном положении пишется гласная о: загорелись) дрова, запрыгало настоящее (словарное слово) пламя, и мальчик засмеялся от радости. Он уселся у огня и грелся, грелся, грелся.
Вечером, (проверочное слово: вечерний) сидя у ледяной (проверочное слово: лёд) печки, мальчик взял и осторожно припрятал в рукав маленькую синичку. Прадедушка (неизменяемая приставка пра-) Мороз ничего не заметил. И на другой день, когда костёр (словарное слово) разгорелся, (чередование -гар-/-гор-, в безударном положении пишется гласная о: разгорелся) мальчик протянул (проверочное слово: протянет) птицу к огню. Он ждал, ждал, и вдруг клюв у птицы (после согласного ц в окончаниях пишется гласная ы) дрогнул, и глаза открылись, и она посмотрела на мальчика.
- Здравствуй! (проверочное слово: здравие) - сказал ей мальчик, чуть не плача от радости. - Погоди, (словарное слово) Прадедушка (неизменяемая приставка пра-) Мороз! Мы ещё поживём! (проверочное слово: жить; после шипящих пишется гласная и)

3) Какие орфографические правила вы использовали? Обозначьте орфограммы в словах с пропущенными буквами.
Орфографические правила:
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- чередование в корнях -лаг-/-лож-;
- непроверяемые безударные гласные в корне слова;
- чередование в корнях -гар-/-гор-;
- правописание неизменяемых приставок;
- гласные в окончаниях существительных после согласного ц;
- непроизносимые согласные в корне слова
- гласные после шипящих.

4) Устно объясните, от каких слов и какими способами образованы выделенные слова.
- затрещали (затрещать) < трещать (приставочный способ)
- грелся (греться) < греть (суффиксальный способ)
- припрятал (припрятать) < прятать (приставочный способ)
- маленькую < малый (суффиксальный способ)
- синичку < синица (суффиксальный способ)
- прадедушка < дедушка (приставочный способ)

5) Найдите в отрывке и выпишите синонимы.
Костёр, пламя, огонь.
Вспыхнула, загорелись, разгорелся.

6) Найдите предложения, в которых повторяющиеся слова синонимами не являются. Для чего они используются? Какими словосочетаниями можно передать этот же смысл в предложениях? Какой способ выразительнее?
Он уселся у огня и грелся, грелся, грелся.
Он ждал, ждал, и вдруг клюв у птицы дрогнул, и глаза открылись, и она посмотрела на мальчика.
Повторяющиеся слова в данных предложениях указывают на продолжительность действия. Их можно заменить словосочетаниями очень долго грелся/очень долго ждал. Однако данный способ является менее выразительным, тем повторение глагола.

7) Напишите сочинение по рисунку. Тему выберите самостоятельно.
Спасённая синица
На рисунке изображены мальчик и синица у него в руках. Мальчик одет в тёплую куртку, зимнюю шапку, валенки и тёплый шарф. Он сидит перед небольшим костром и держит над ним птицу.
Данный рисунок является иллюстрацией к сказке Евгения Шварца «Два брата». Здесь проиллюстрирован момент, когда мальчик спасает замёрзшую птицу. Мы видим необыкновенно доброго мальчика, который проявляет заботу по отношению к погибающей птице. Он согревает синицу, несмотря на то, что ему требуется согреться не меньше, чем птице.
На рисунке, помимо мальчика с птицей, мы видим ледяные узоры. Однако они не мрачные, а дающие надежду. Надежду на то, что в итоге всё в сказке закончится хорошо, все её персонажи будут спасены.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением