Упр.41 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 41. 1) Прочитайте диалог, выпишите из него лексические антонимы и объясните, как они образованы.— Ты смешно про себя сказал: удачливый неудачник. Боюсь, что я полная...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
41. 1) Прочитайте диалог, выпишите из него лексические антонимы и объясните, как они образованы.
— Ты смешно про себя сказал: удачливый неудачник. Боюсь, что я полная противоположность.
— В каком смысле?
— В прямом. Неудачливый удачник.
(А. Крон)

2) Прочитайте словосочетания, образующие фигуру речи, с помощью которой одному и тому же объекту приписываются противоположные, несовместимые признаки. Найдите подобные словосочетания в диалоге из задания 1. Прочитайте текст рубрики «Лингвистическая кладовая» и найдите в нём название этой фигуры речи. Выберите три-четыре словосочетания и составьте с ними предложения.
сложная простота; далёкое близкое; лёгкое бремя; тяжко и легко; долгий миг; невозможное возможно; слабый великан; старый новый мотив
Лингвистическая кладовая
В языке лексические синонимы выполняют разные роли. Синонимы, тождественные по значению, но различающиеся стилевой окраской, указывают на стиль, сферу употребления: уехать (нейтр.) — отбыть (офиц.) — убыть (спец.) — отчалить (разг.). Синонимы, тождественные по стилевой окраске, но различающиеся оттенками значения, помогают избегать повторов в текстах (В зале все хохотали, смеялся даже режиссёр) или служат средством выразительности при использовании приёма нанизывания синонимов: Гости чувствовали себя непринуждённо: улыбались, смеялись, хохотали.
Обычно для антитезы — стилистической фигуры, служащей для противопоставления понятий или образов, — используются антонимы как слова, противоположные по какому-то общему для их значений признаку: У них был повод не только для печали, но и для радости. Но в некоторых контекстах для создания этой стилистршеской фигуры могут использоваться и синонимы: В юности его отец знал не нужду, но бедность.
В то же время антонимы могут создавать стилистическую фигуру, в которой противоположные понятия намеренно соединяются, а не противопоставляются: С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? (С. Есении) Со времён Античности эта фигура называется оксюмороном, что в переводе с греческого обозначает «остроумно глупое», то есть парадокс, абсурд.
Оксюморон – фигура речи, с помощью которой одному и тому же объекту приписываются противоположные, несовместимые признаки: сложная простота; далёкое близкое; лёгкое бремя; тяжко и легко; долгий миг; невозможное возможно; слабый великан; старый новый мотив; удачливый неудачник; неудачливый удачник.
Девиз дизайнера – сложная простота. Что-то далёкое близкое напомнила ей эта песня. Невозможное возможно, если постараться.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением