Упр.42 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 42. 1) Закончите сравнения двумя-тремя возможными способами.высокий, как ...; голодный, как ...; добрый, как ...; жестокий, как ...; злой, как ...; ласковый, как ...;...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
42. 1) Закончите сравнения двумя-тремя возможными способами.
высокий, как ...; голодный, как ...; добрый, как ...; жестокий, как ...; злой, как ...; ласковый, как ...; упрямый, как ...; любопытный, как ...; смелый, как ...; хитрый, как ...; умный, как ...; справедливый, как ...
Высокий, как жираф/каланча;
голодный, как волк/зверь;
добрый, как мама/Леопольд;
жестокий, как тиран/хищник;
злой, как цербер/фурия;
ласковый, как котёнок/щенок;
упрямый, как осёл/бык;
любопытный, как ворона/соседка;
смелый, как воин/лев;
хитрый, как лиса/бес;
умный, как академик/учёный;
справедливый, как Соломон/закон.

2) Проектное задание. Проведите мини-исследование, предложив выполнить задание 1 разным группам людей (например, мальчикам и девочкам, ученикам младших и старших классов, подросткам и взрослым). Проследите сходство или различия между участниками вашего исследования по следующему критерию: что или кого они привлекают в качестве объекта сравнения. Попробуйте дать своё объяснение тем различиям, которые вам удастся обнаружить.
Я провела мини-исследование, предложив выполнить задание на сравнение разным группам людей: четырём подросткам и их родителям (по одному родителю от каждого подростка), всего участвовало 8 человек.
Сравнение высокий: жираф выбрали 4 человека: подростки – 2, родители – 2, сосна – 2: 1 подросток и 1 родитель, секвойя – 1 родитель, башня – 1 подросток. Как показало опрос, с признаком «высота» прежде всего соотносится жираф, затем деревья и единичное упоминание сооружения.
Сравнение голодный: волк выбрали 6 человек: подростки – 3, родители – 3, собака – 1 родитель, крокодил – 1 подросток. Как и следовало ожидать, с признаком «голод» прежде всего соотносятся животные.
Сравнение добрый: мама выбрали 3 человека: подростки – 2, родители – 1, бабушка – 3: 1 подросток и 2 родителя, Дед Мороз – 1 подросток, кот Леопольд – 1 родитель. Таким образом, с признаком «доброта» одинаково ассоциируются мама и бабушка.
Сравнение жестокий: зверь выбрали 2 подростка, палач – 2 родителя, убийца – 1 подросток, враг – 1 подросток, фашисты – 1 родитель, садист – 1 родитель. Как показал опрос, с признаком «жестокость» в большинстве случаев соотносятся действия людей.
Сравнение злой: собака выбрали 4 человека: подростки – 2, родители – 2, волк – 3: 2 подростка и 1 родитель, чёрт – 1 родитель. Как и следовало ожидать, с признаком «злость» прежде всего соотносятся животные.
Сравнение ласковый: мама выбрали 3 человека: подростки – 2, родители – 1, котёнок – 3: 1 подросток и 2 родителя, бабушка – 2: 1 подросток и 1 родитель. Таким образом, с признаком «ласка» одинаково ассоциируются мама и котёнок.
Сравнение упрямый: осёл выбрали 4 человека: подростки – 3, родители – 1, баран – 4: 1 подросток и 3 родителя. Как и следовало ожидать, с признаком «упрямство» прежде всего соотносятся животные.
Сравнение любопытный: Варвара выбрали 5 человек: подростки – 3, родители – 2, сорока – 2: 1 подросток и 1 родитель, мартышка – 1 родитель. Как показал опрос, с признаком «любопытство» прежде всего соотносится Варвара из устойчивого сочетания «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали».
Сравнение смелый: лев выбрали 4 человека: подростки – 2, родители – 2, заяц – 2: 1 подросток и 1 родитель, разведчик – 1 подросток, воин – 1 родитель. Таким образом, с признаком «смелость» прежде всего соотносятся животные, причём приведён антипод смелости – заяц. Возможно, это соотносится с устойчивым выражением «Храбрый заяц» и взято как синоним слову смелый.
Сравнение хитрый: лис/лиса выбрали 6 человек: подростки – 3, родители – 3, змея – 1 родитель, сто китайцев – 1 подросток. Как показал опрос, с признаком «хитрость» прежде всего соотносится лиса.
Сравнение умный: сова выбрали 3 человека: подростки – 2, родители – 1, я – 2: 1 подросток и 1 родитель, Архимед – 1 подросток, Сократ – 1 родитель. Таким образом, с признаком «ум» прежде всего соотносится сова. Возможно, взято как синоним слову мудрый, потому что про сову чаще говорят именно так. Также умным себя считают 2 человека, и по одному привели пример известных людей.
Сравнение справедливый: Соломон выбрали 3 родителя, закон – 2: 1 подросток и 1 родитель, судья – 1 подросток, приговор – 1 подросток, время – 1 подросток. Таким образом, с признаком «справедливость» прежде всего соотносится царь Соломон. Остальные варианты единичные.
На основании исследования можно сделать вывод, что и подростки, и их родители в большинстве случаев выбирали устойчивые сравнения. Если основанием сравнения являлся физический признак (высота), то обладателя этого признака находили сначала в мире животных и растений, затем – среди неодушевлённых предметов. Если основание сравнения – такое моральное качество, как доброта, то его обладателя находили прежде всего в мире людей, а такие, как злость, упрямство, выбирали из мира животных: различные моральные («человеческие») качества часто соотносятся с животными.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением