Анализируем текст Параграф 25 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Прочитайте текст. Подберите к нему заголовок. Какова его основная мысль? Что отражает ваш заголовок — тему или основную мысль? К какому типу и стилю можно отнести...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 8 класс, Русское слово:
1. Прочитайте текст. Подберите к нему заголовок. Какова его основная мысль? Что отражает ваш заголовок — тему или основную мысль? К какому типу и стилю можно отнести этот текст? Докажите.
Заголовок – «Много чудес на Курилах».
Основная мысль текста В. Михина: много чудес на Курилах, и большинство из них связано с вулканами.
Мой заголовок отражает основную мысль.
Тип речи текста – повествование с элементами описания: цель текста - рассказать о чудесах на Курильских островах; используются глаголы, предающие действия (вытянулась, поднимаются, охраняют, уживаются, укрывается, вытесняет, пригибается, прячет, вырываются, набегает, поднимается); описывается природа Курильских островов (северные пихты и ели стоят здесь, обвитые лианами, а бамбук и кедровый стланик общими усилиями охраняют свои владения от других растений; заросли бамбука достигают трёхметровой высоты; у курильского бамбука полый, упругий ветвистый стебель), описываются вулканы Чаще всего они шипят и свистят. С гулом и стоном вырываются из земли раскалённые газы. На острове Кунашир есть место, где на берег набегает морская волна, а вверх поднимается облако пара. Берег горяч настолько, что в песке можно приготовить обед.)
Стиль текста – публицистический. Цель текста – познакомить общество с чудесами Курильских островов. Языковые особенности: речевые штампы (поднимаются над уровнем моря; общими усилиями; представители разных растительных поясов; достигают трёхметровой высоты) эпитеты (гигантская дуга, в давние времена, раскалённые газы), метафоры (на самом краю нашей земли; подлинным хозяином является курильский бамбук), сравнения, олицетворения (бамбук и кедровый стланик охраняют свои владения; бамбук укрывается под снегом; кедровый стланик пригибается к земле и прячет свои ветви под снегом; вулканы шипят и свистят).

Далеко на востоке, на самом краю нашей земли, от Камчатки до Японии вытянулась гигантская дуга Курильских островов. Вершины вулканов высоко поднимаются над уровнем моря. В давние времена Курильская гряда была связана с материком. Былой связью с ним объясняют то, что северные пихты и ели стоят здесь, обвитые лианами, а бамбук и кедровый стланик общими усилиями охраняют свои владения от других растений.
На небольших клочках земли уживаются представители разных растительных поясов: степной ковыль, высокогорный лишайник, красавица-магнолия.
Подлинным хозяином на островах является курильский бамбук. От зимних ветров и морозов он укрывается под снегом. В долинах рек и в кратерах потухших вулканов снега особенно много, заросли бамбука достигают трёхметровой высоты. У курильского бамбука полый, упругий ветвистый стебель. Бамбук вытесняет из своих владений все растения, кроме кедрового стланика. Он, как и бамбук, с наступлением зимы пригибается к земле и прячет свои ветви под снегом.
Но самое интересное на Курилах — это вулканы. Чаще всего они шипят и свистят. С гулом и стоном вырываются из земли раскалённые газы. На острове Кунашир есть место, где на берег набегает морская волна, а вверх поднимается облако пара. Берег горяч настолько, что в песке можно приготовить обед.

Много чудес на Курилах, и большинство из них связано с вулканами. (По В. Михину)
2. Назовите способ и средства связи предложений в третьем и четвёртом абзацах. Покажите схематически их связь. Выпишите средства связи и охарактеризуйте их.
В третьем абзаце предложения связаны последовательной связью. Средства связи: бамбук – он (местоимённая связь)– заросли бамбука (синтаксически неделимое словосочетание) – бамбук (формы одного слова) – бамбук (лексический повтор).
1 > 2 > 3 > 4 > 5
В четвёртом абзаце предложения связаны параллельной связью. Средства связи: в первом, втором и пятом предложениях прямой порядок слов, в третьем и четвёртом -обратный (вырываются газы; есть место; набегает волна; поднимается облако пара); единство форм выражения сказуемых – использованы глаголы в форме настоящего времени несовершенного вида (шипят, свистят, вырываются, есть, набегает, поднимается).

3. Выпишите из текста слова с орфограммами -рост-//-рос- и глаголы на -тся/ тъся. Объясните их правописание.

4. Объясните, почему в сочетании слов красавица-магнолия пишется дефис.
Сочетание «красавица-магнолия» пишется через дефис, потому что приложение «красавица» и определяемое слово «магнолия» имена нарицательные.

5. Выпишите из текста три-четыре предложения с разными членами предложения. Объясните, как вы определяли, каким именно членом предложения является то или иное слово.
Вершины вулканов высоко поднимаются над уровнем моря. Но самое интересное на Курилах – это вулканы. Много чудес на Курилах, и большинство из них связано с вулканами.
Каким именно членом предложения является то или иное слово можно по вопросу.
Подлежащее отвечает на вопросы «кто? что?».
Сказуемое отвечает на вопросы «что делает предмет? что сделал? каков предмет? что такое предмет? кто он такой?»
Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
Определение отвечает на вопросы «какой? чей?».
Обстоятельство отвечает на вопросы «где? куда? откуда? когда? зачем? почему? как? в какой мере и степени? вопреки чему?».

6. Найдите в тексте определения. Какие определения преобладают? Как вы думаете, почему?
Определения: нашей, гигантская, вулканов, давние, былой, северные, обвитые лианами, свои, других, небольших, степной, высокогорный, подлинным, курильский, зимних, потухших, бамбука, трёхметровой, курильского, полый, упругий, ветвистый, своих, все, раскалённые, Кунашир, морская.
В тексте преобладают согласованные определения, они помогают точно описывать растения и вулканы.

7. Выпишите из текста обстоятельства разных разрядов. Обстоятельства каких разрядов не встретились в тексте? Дополните список своими примерами.
Обстоятельства места – далеко на востоке, на самом краю земли, от Камчатки до Японии, над уровнем моря, здесь, на клочках земли, на островах, под снегом, в долинах, в кратерах, из владений, к земле, под снегом, из земли, на острове, на берег, вверх, в песке, на Курилах.
Обстоятельства образа действия – высоко, общими усилиями, как и бамбук, с гулом и стоном.
Обстоятельства меры и степени – особенно много, настолько, много.
Обстоятельства времени – в давние времена, с наступлением зимы, чаще всего.
Обстоятельства причины – Из-за мороза отменили занятия в школе.
Обстоятельства цели – Я купил книгу в подарок.
Обстоятельства условия – При необходимости можно быстро организовать горячее питание.
Обстоятельства уступки - Несмотря на усталость, мы продолжили путь.

8. Установите соответствие между колонками:
1) (охраняют) владения – А. Прямое дополнение
2) (вытесняет) растения – А. Прямое дополнение
3) (прячет) ветви– А. Прямое дополнение
4) (пригибается) к земле – Б. Косвенное дополнение
5) (связана) с материком – Б. Косвенное дополнение
6) (укрывается) под снегом – Б. Косвенное дополнение

9. Объясните постановку тире в предложении.
Но самое интересное на Курилах – это вулканы. (тире между подлежащим, выраженным превосходной степенью прилагательного в им. п., и сказуемым, выраженным существительным в им. п., перед сказуемым употреблена частица «это», тире ставится перед частицей)

10. Выпишите из текста предложение, в котором есть однородные члены с обобщающим словом. Объясните пунктуацию, составьте схему.
На небольших клочках земли уживаются представители разных растительных поясов: степной ковыль, высокогорный лишайник, красавица-магнолия.

11. Какими членами предложения являются данные слова в тексте?
на востоке вершины вулканов
над уровнем (моря) в долинах рек
на островах на острове Кунашир
в долинах облако пара
охраняют (свои)владения красавица-магнолия
достигают (трехметровой) высоты гигантская дуга
вытесняют (все) растения северные пихты
набегает (морская) волна вествистый стебель

12. Перестройте словосочетания так, чтобы они были синонимичны.
Курильская гряда красавица-магнолия
северные пихты от зимних морозов
трёхметровая высота в долинах рек
морская волна облако пара
Курильская гряда – гряда Курил
северные пихты – пихты севера
трехметровая высота – высота в три метра
морская волна – волна моря
красавица-магнолия – красивая магнолия
от зимних морозов – от морозов зимы
в долинах рек – в речных долинах
облако пара – паровое облако
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением