Упр.97 ГДЗ Рыбченкова Александрова 7 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2018)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Загоровская 7 класс, Просвещение:
97 Установите соответствие между терминами и их толкованием. Спишите полученные предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.
а) Реформа – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) изменение в какой-либо сфере жизни, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (изменение)) не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (преобразование)) вводимое законодательным путём. (5)
б) Монолог – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) текст, который создаётся (проверочное слово: создание) одним человеком без активного участия тех, для кого он предназначен. (в кратких страдательных причастиях пишется одна н) (3)
в) Казачество – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) в XIV – XVII веках – вольные люди, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (люди)) работавшие по найму, лица, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (лица)) нёсшие службу в приграничных (приставка при- имеет значение «приближение») районах (городовые и сторожевые казаки). (4)
г) Тезис – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) кратко сформулированная (в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется удвоенная нн) основная мысль, основное положение (чередование –лож-/-лаг-, перед согласной ж пишется гласная о) каждой части текста. (2)
д) Речь – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) деятельность людей, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (людей)) использующих средства языка для общения, передачи определённой (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) информации, выражения мыслей, чувств, побуждения к действию и т.п. (1)
1. К какому стилю относятся примеры?
Данные примеры относятся к научному стилю речи.
2. Найдите причастия. Какие из них обозначают признак предмета по действию, которое производит (или производил) сам предмет или лицо, какие — признак предмета по действию, которое испытывает (или испытывал) на себе предмет со стороны другого предмета?
а) Реформа – изменение в какой-либо сфере жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём. (5)
б) Монолог – текст, который создаётся одним человеком без активного участия тех, для кого он предназначен. (3)
в) Казачество – в XIV – XVII веках – вольные люди, работавшие по найму, лица, нёсшие службу в приграничных районах (городовые и сторожевые казаки). (4)
г) Тезис – кратко сформулированная основная мысль, основное положение каждой части текста. (2)
д) Речь – деятельность людей, использующих средства языка для общения, передачи определённой информации, выражения мыслей, чувств, побуждения к действию и т.п. (1)
- не затрагивающее изменение – изменение, которое не затрагивает; «затрагивающее» обозначает признак предмета по действию, следовательно, это причастие.
- вводимое преобразование – преобразование, которое ввели; «вводимое» обозначает признак предмета по действию, следовательно, это причастие.
- он предназначен – он, которого предназначили; «предназначен» обозначает признак предмета по действию, следовательно, это причастие (в краткой форме).
- работавшие люди – люди, которые работали; «работавшие» обозначает признак предмета по действию, следовательно, это причастие.
- нёсшие лица – лица, которые несли; «нёсшие» обозначает признак предмета по действию, следовательно, это причастие.
- сформулированная мысль – мысль, которую сформулировали; «сформулированная» обозначает признак предмета по действию, следовательно, это причастие.
- использующих людей – людей, которые используют; «использующих» обозначает признак предмета по действию, следовательно, это причастие.
- не затрагивающее изменение – признак предмета по действию, которое производит сам предмет
- вводимое преобразование – признак предмета по действию, который испытывает на себе предмет со стороны другого предмета.
- он предназначен – признак предмета по действию, который испытывает на себе предмет со стороны другого предмета.
- работавшие люди – признак предмета по действию, которое производит сам предмет.
- нёсшие лица – признак предмета по действию, которое производит сам предмет.
- сформулированная мысль – признак предмета по действию, который испытывает на себе предмет со стороны другого предмета.
- использующих людей – признак предмета по действию, которое производит сам предмет.
3. Объясните постановку тире в предложениях.
а) Реформа – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) изменение в какой-либо сфере жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём. (5)
б) Монолог – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) текст, который создаётся одним человеком без активного участия тех, для кого он предназначен. (3)
в) Казачество – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) в XIV – XVII веках – вольные люди, работавшие по найму, лица, нёсшие службу в приграничных районах (городовые и сторожевые казаки). (4)
г) Тезис – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) кратко сформулированная основная мысль, основное положение каждой части текста. (2)
д) Речь – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) деятельность людей, использующих средства языка для общения, передачи определённой информации, выражения мыслей, чувств, побуждения к действию и т.п. (1)
4*. Найдите в учебниках по русскому языку, литературе, истории и др. примеры толкования терминов. Проанализируйте роль причастий в этих примерах. Сделайте вывод о роли причастий в научной речи.
Ода – торжественное стихотворение, воспевающее, прославляющее кого-либо или какое-либо событие.
Причастия – особая группа слов, которые обозначают проявляющийся во времени признак предмета по действию.
Материк – это огромная часть суши, почти со всех сторон окружённая водами Мирового океана.
Ткань – группа клеток и межклеточного вещества, имеющая сходную структуру и выполняющая определённую функцию в организме.
Сословие – социальная группа общества, обладающая закреплёнными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Ода – торжественное стихотворение, воспевающее, прославляющее кого-либо или какое-либо событие.
Причастия – особая группа слов, которые обозначают проявляющийся во времени признак предмета по действию.
Материк – это огромная часть суши, почти со всех сторон окружённая водами Мирового океана.
Ткань – группа клеток и межклеточного вещества, имеющая сходную структуру и выполняющая определённую функцию в организме.
Сословие – социальная группа общества, обладающая закреплёнными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Причастия в данных примерах позволяют дать более точную характеристику признаков, передать динамический характер термина, позволяют избежать повторов, тем самым сокращая длину определения.
Причастия помогают создавать точные и лаконичные формулировки, что особенно важно для научных текстов.
97 Образуйте страдательные причастия настоящего времени. Запишите Словообразовательные цепочки. Выделите в словах суффиксы и окончания, обозначьте спряжение глаголов, их вид и переходность.
Образец:
Уважать (I спр., несов. в., перех.) —> уважают —> уважаемый.
Видеть (II спр., несов. в., перех.) -> видят -> видимый.
Изучать, вычитать, складывать, разрезать, составлять, оберегать, привозить, приносить, изучать, изучить, улыбаться, верить.
От каких глаголов вы не сумели образовать страдательные причастия настоящего времени? Чем отличаются эти глаголы от остальных?
Популярные решебники 7 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением