Упр.9 ГДЗ Александрова Загоровская 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 9.	1) Прочитайте фрагмент рассказа Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Берёза». О чём он? Какие чувства передаёт автор?Фрагмент рассказа повествует о берёзе, о том,...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Богданов 8 класс, Просвещение, Учебная Литература:
9.
1) Прочитайте фрагмент рассказа Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Берёза». О чём он? Какие чувства передаёт автор?
Фрагмент рассказа повествует о берёзе, о том, как хороши берёзовые рощи весной, о традициях, связанных с этим деревом, и о предметах быта, которые делали из коры берёз. Автор рассказывает о том, что берёза ему милее всех других деревьев, восхищается ей, её молодыми листочками весной и свежим дыханием пробудившейся земли в берёзовой роще.

Из всех деревьев русского леса милее всех мне наша берёза. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белы стволы берёз, покрытые тонкой берестою. Особенно хорош берёзовый лес весной. Как только сойдёт в лесу снег, набухают на берёзах смолистые душистые почки. Из каждой случайно надломленной ветки берёзы каплет живительный сладкий сок. Множество пролётных певчих птиц собирается в берёзовых рощах. Поют голосистые дрозды, кукуют кукушки, с дерева на дерево перелетают шустрые синички. Ковром расстилаются, цветут внизу под берёзами голубые и белые подснежники-перелески.
Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Выйдешь на волю и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Клейкой нежной листвою пахнет в берёзовой роще. Как хороши молодые берёзовые листочки! Войдя в лес, человек чувствует свежее дыхание пробудившейся земли. Пройдёт день-другой — и все берёзы покроются молодой густой свежей листвою. <...>
В народных песнях и сказках часто упоминалась берёза. Простые деревенские люди ласково называли берёзу берёзонькой. В праздничные летние дни девушки завивали из ветвей молодых берёзок венки, пели под берёзами хороводные песни. Берёзами обсаживались в старину большие проезжие дороги — большаки. Из коры берёз на севере нашей страны плели лёгкие лапти, удобные кошели, в которых носили на дальние пожни одежду и воду. Из коры берёз делали красивые высокие туески.

2) Используя материалы параграфа, найдите в тексте и выпишите примеры исконно русских слов, относящихся к разряду индоевропейских и общеславянских.
Исконно русские слова, относящиеся к разряду:
– индоевропейских: берёза, белый, вода, день, дрозд;
– общеславянских: зелёный, дерево, кора, чистый, весна.

3) Найдите в «Школьном этимологическом словаре русского языка» Н. М. Шанского и Т. А. Бобровой не менее десяти примеров собственно русских слов. Письменно сделайте их словообразовательный анализ и докажите правильность своего выбора.
Вышка – суффиксальное производное от вышь – «высота».
Волчок – суффиксальное уменьшительно-ласкательное производное от волк.
Годовалый – суффиксальное производное от годовать – «жить в течение года».
Мошенник – суффиксальное производное от мошна – «сумка, кошелек». Исходное значение – «карманный вор».
Линейка – суффиксальное производное от линия.
Козырёк – суффиксальное производное от козырь – «кожаный щиток, кусок кожи, пришитый в качестве накладки».
Кашевар – сложение слов каша и варить.
Опёнок – суффиксально-приставочное производное от пень.
Моросить – суффиксальное производное от морос – «мелкий-мелкий дождь».
Зубоскал – сложение слов скалить зубы – «смеяться».
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением