Упр.6 ГДЗ Александрова Загоровская 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 6.	1) Прочитайте примеры слов, которые возникли в древнерусском языке.К каким тематическим группам можно отнести эти слова? Какую новую тематическую группу можно...
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 6.	1) Прочитайте примеры слов, которые возникли в древнерусском языке.К каким тематическим группам можно отнести эти слова? Какую новую тематическую группу можно...

Решение #3

Изображение 6.	1) Прочитайте примеры слов, которые возникли в древнерусском языке.К каким тематическим группам можно отнести эти слова? Какую новую тематическую группу можно...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Богданов 8 класс, Просвещение, Учебная Литература:
6.
1) Прочитайте примеры слов, которые возникли в древнерусском языке.
К каким тематическим группам можно отнести эти слова? Какую новую тематическую группу можно выделить?
Бадья, белка, бельё, галка, двадцать, девяносто, деревня, ежевика, зяблик, кладовая, корзина, ковш, ларец, лошадь, лукошко, мельник, одиннадцать, плотник, повар, сапог, сегодня, слобода, смута, снегирь, сорок, топор, чан.
Кроме тематических групп, представленных ранее, появилась новая тематическая группа: названия поселений.
2) Выпишите слова по тематическим группам и устно прокомментируйте получившуюся таблицу. Используйте материалы рубрики «Из истории языка».
3) Проанализируйте морфологический состав слов белка, бельё, снегирь, двадцать, одиннадцать. Подумайте, от каких слов они образовались. Используйте материалы предыдущих упражнений. В случае затруднений обращайтесь к этимологическим словарям русского языка.
Белка. Общеславянское – belъ (белый). Старославянское – бълка. Заимствовано из старославянского и является производным от «бъла», «бълая» («белая»), восходя к общеславянскому belъ- и далее – к индоевропейскому bhel-.
Бельё. Древнерусское – бъльо. Общеславянское – belъ (белый). Индоевропейское – bhel- (белый). Значение – «белое полотно, белая ткань».
Снегирь. Исконно русское. Суффиксальное производное от существительного снъгъ, объясняется тем, что снегирь прилетает в среднюю полосу с Севера вместе с первым снегом и заморозками.
Двадцать. Старославянское – дъвадесяти. Образовано путём сращения двух других числительных – «два» и «десять».
Одиннадцать. Исконно русское. Сращение древнерусского словосочетания один на десяте «один сверх десяти».
4) Вспомните, как образовалось в русском языке числительное сорок, которое в древнерусский период сменило общеславянское четыре десяте. Почему древнее слово сорок в значении «мешок, рубаха» стало обозначать количество? При необходимости используйте для поиска информации Интернет.
Ответ 1
Сорок. В Древней Руси число «40» обозначалось, как и у других славян, сложными числительными, составленными из «четыре» + «десять» (четыре десяти), но почему-то не прижилось. Возможно, это объясняется тем, что в ряду от 1 до 9 лишь 4 – слово трёхсложное, и слишком громоздким было образованное от него числительное для обозначения четырёх десятков. А вот пришедшее на смену слово «сорок» существует только в русском языке. Когда-то оно обозначало «мешок». В мешок укладывали 40 собольих и куньих шкурок, которых хватало, чтобы сшить один сорок – древнюю меховую одежду («сорочка» – рубашка). Постепенно это слово распространилось на все виды счёта, стало единственным числительным со значением «четыре десятка».
Ответ 2
Числительное "сорок" в русском языке происходит из общеславянского "сърьбъдесять", которое действительно обозначало "четыре десятка". Однако со временем, в древнерусском периоде, произошло интересное смешение этого числительного с другим словом "сорок", которое в то время означало "мешок, рубаха". Это смешение слов и значений могло произойти по нескольким причинам:
Фонетические изменения: В процессе языковой эволюции слова могут изменять свою звуковую форму и произношение. Возможно, слово "сърьбъдесять" в речи говорящих начало сокращаться и усекаться до "сорок", что более удобно произносить.
Семантические ассоциации: В русском языке всегда существовала тесная связь между словами и их значениями. Если слово "сорок" использовалось для обозначения "мешка" или "рубахи", то в какой-то момент оно могло начать ассоциироваться с чем-то большим или множественным, как, например, мешок с предметами или рубахи в большом количестве.
Семантический сдвиг: Эволюция языка часто включает в себя смещение смыслов слов. Слово "сорок" могло начать использоваться в контексте подсчета объектов или количества, и постепенно стало общепринятым числительным.
Таким образом, эволюция языка и смешение значений слов могут привести к тому, что слово, которое изначально обозначало что-то другое, становится числительным. Этот процесс не уникален для русского языка и наблюдается в различных языках.
Ответ 3
Слово "сорок" в русском языке имеет интересную историю происхождения. В древнерусском языке существовало слово "сорокъ", которое действительно обозначало "мешок" или "рубаху". Это слово было частью общеславянской лексики и имело аналоги в других славянских языках, таких как старославянский "сорокъ", чешский "sorok" и польский "szorok".
Интересное изменение значения произошло в ходе языковой эволюции, когда слово "сорок" стало употребляться для обозначения числа 40. Почему же так произошло?
Одной из гипотез объяснения этого явления является связь с системой счисления в древней Руси. В древнерусской системе счисления сначала использовали десятеричное основание, но затем, в результате влияния других культур и торговых связей, появилось двоичное основание. По этой системе, число 40 выражается как 101000 в двоичной системе счисления. Слово "сорок" могло возникнуть как специфическое обозначение этой цифры, и оно осталось в языке, так как оно было удобным и легко запоминающимся.
Таким образом, "сорок" изначально имело значение "мешок" или "рубаха", но со временем приобрело новое значение как числительное 40, возможно, в связи с особенностями древнерусской системы счисления и влиянием других языков. Этот процесс языковой эволюции является примером того, как слова и их значения могут меняться в течение времени под воздействием различных факторов.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением