Упр.65 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 7 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Прочитайте отрывки из «Поучения» Владимира Мономаха. Как должно звучать (интонация, темп) это произведение? Почему?«Поучение Владимира Мономаха» должно звучать...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 7 класс, Русское слово:
1. Прочитайте отрывки из «Поучения» Владимира Мономаха. Как должно звучать (интонация, темп) это произведение? Почему?
«Поучение Владимира Мономаха» должно звучать торжественно, проникновенно, потому что эти слова наставления обращены к молодым.

Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь...
Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас.
Везде, куда вы пойдёте и где остановитесь, напойте и накормите просящего...
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьём; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым...
Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому Учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее...

2. Как вы думаете, к какому стилю речи относится это произведение? Объясните почему.
Произведение относится к публицистическому стилю речи, потому что оно на общественно значимую тему – воспитание молодого поколения, рассчитано на широкий круг читателей.

3. Отметьте особенности лексики и синтаксиса текста.
Лексические особенности: эмоционально-оценочная лексика (грамотку, не ленитесь, проклинать, добрым, злым), общеупотребительная лексика, речевые клише (дети мои, держали путь, причинять вред, накормите просящего), метафоры (леность – мать дурному); сравнения (учитесь, как отец мой).
Синтаксические особенности: многосоюзие (ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам), повтор слов, обращение к читателю.

4. В чём смысл поучений Владимира Мономаха и какие из них кажутся вам современными, необходимыми и сегодня? Какие поучения Владимира Мономаха могут стать пословицами? Запишите их и выучите наизусть.
Смысл поучений Владимира Мономаха в том, что нужно быть трудолюбивым, честным, милостивым, гостеприимным, уважительным, образованным. Думаю, что поучения великого князя актуальны и в наши дни.
Пословицами могут быть такие поучения: «Старых чтите, как отца, молодых, как братьев», «Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь», «Леность ведь мать всему дурному».

5. Попробуйте сами составить список советов младшим брату, сестре, другу или самому себе. Постарайтесь его составить так, чтобы он мог помочь раскрыть способности, добиться успеха в учёбе, радости в общении с друзьями или в чём-то, что важно для тех, кому будут адресованы ваши советы.
Советы младшему брату
Брат мой младший, любимый, пишу для тебя мои советы, чтобы вырос ты достойным человеком.
Будь послушным, но не безвольным. Имей всегда своё мнение.
Во всём помогай старшим, помни, что они тоже работают не покладая рук. Бери с них пример.
Учись хорошо, будь терпеливым и упорным в учении. Это трудно, но учись преодолевать трудности.
Цени и уважай своих друзей, будь надёжным товарищем, и они ответят тебе тем же.
За столом сиди спокойно, чинно, не разговаривай с полным ртом, не торопись поглощать еду.
Прислушайся к моим советам, дорогой мой брат, постарайся их выполнять, и будут люди тебя уважать и ценить.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением