Анализируем текст Параграф 7 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 7 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Прочитайте отрывок из книги «Свидетели истории народа: наследие пращуров». Назовите тему и основную мысль этого текста. Озаглавьте его.Тема отрывка из книги...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 7 класс, Русское слово:
1. Прочитайте отрывок из книги «Свидетели истории народа: наследие пращуров». Назовите тему и основную мысль этого текста. Озаглавьте его.
Тема отрывка из книги «Свидетели истории народа: наследие пращуров» – неразрывная связь каждого человека с родиной выразилась в языке.
Основная мысль – необходимо сохранить исторические памятники, старые названия городов и сёл, потому что в них сохранилась вся жизнь народа, его историческое прошлое.
Название – «Живые свидетели истории».
Скажите, о чём вы думаете, когда произносите слово Родина? Нет, не спешите с ответом. Подумайте немного... Непростой это вопрос, и у каждого, кто задумывается1 над ним, будет свой ответ, своё представление, понятие о Родине. Помните, как в песне:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей...
А с чем связывается у нас такое ёмкое слово, как история, точнее, история Родины?
Задумавшись на минуту, вы, верно, вспомните, как на каникулах гостили у родственников или совершали путешествия2, экскурсии по новым, ранее незнакомым вам местам нашей страны. И думается, где бы вы ни были, знакомство с краем вы начинали с осмотра удивительных архитектурных сооружений, делающих историю этих мест наглядной, ощутимой, зримой, ведь до неё даже дотронуться можно.
Как бы мы узнали о событиях дней минувших, если бы не сохранились названия того, что давно кануло в Лету? Всё это навечно закреплено в слове.
Вот потому-то все, кому дорого прошлое нашей Родины, ратуют сегодня за то, чтобы не исчезали старые названия наших городов, сёл — живые свидетели того, что много-много лет назад происходило там, где сегодня каждый день проходим мы. Чтобы понять, какие мы сегодня, почему мы такие сегодня, не мешает узнать, какими мы были вчера, позавчера и ещё раньше, ведь прошлое — это истоки и корни настоящего.
Осознание нашими далёкими пращурами неразрывной связи каждого отдельного человека с его родиной, отчизной выразилось в языке. Вы всегда чувствовали, конечно1, «родственность» слов отчизна, отечество, отчество, отец. Но что именно их роднит?
Слово отечество — исконно русское, оно возникло в XI веке как буквальный перевод с греческого — «происхождение по отцу», производного от pater — отец, предок. (Обратите внимание: современное слово патриот — «тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, родине» — тоже тесно связано с понятием отец, предок.)
Уже в древнерусском языке существовало и слово отчество ~ «величание по имени отца». Испокон веков обращением к русскому человеку по отчеству выражалось особое к нему уважение и почтение.
Говоря о значении родного языка, мы прежде всего имеем в виду то, что в нём выражается вся жизнь народа.
(По Н. Матвеевой)
2. К какому стилю речи вы отнесёте этот текст? Назовите признаки этого стиля в тексте.
Текст публицистического стиля, потому что он написан на общественно-значимую тему; рассчитан на широкий круг читателей; использованы речевые клише (живые свидетели, далёкими пращурами), торжественная книжная лексика (в Лету, пращурами, отчизна, ратуют, отечество); эмоционально-оценочная лексика (Родина, отечество); риторические вопросы.
3. Найдите и выпишите однокоренные слова со словом думать и грамматические формы этих слов. Выполните их морфологический разбор.
Думать – думаете, подумайте, задумывается, задумавшись, думается.
4. Выпишите слова со слитным и раздельным написанием не и ни. Сформулируйте правило их написания.
Не спешите (НЕ с глаголом), немного (наречие, =мало), непростой (прилаг., =сложный), незнакомым (прилаг., =новым), не сохранились (НЕ с глаголом), не исчезали (НЕ с глаголом), неразрывной (прилаг., =прочной).
5. Объясните значение слов пращур и ратовать. К какому пласту лексики они относятся?
Пращур – предок; ратовать – 1) бороться, 2) защищать.
Эти слова относятся к высокой книжной лексике.
6. Как вы понимаете фразеологизм кануть в Лету? В случае затруднения обращайтесь к любому фразеологическому словарю.
Фразеологизм «кануть в Лету» означает «бесследно исчезнуть, уйти в небытие».
7. Ответьте на последний вопрос текста.
Что роднит слова «отчизна, отечество, отчество, отец»? У этих слов общий корень: отчизна, ч//ц, беглая гласная «е» в корне; отечество, ч//ц; отчество, ч//ц, беглая гласная «е» в корне; отец. Все они произошли от слова «отец».
8. Прочитайте ещё раз слова из песни и ответьте письменно на вопрос: с чего для вас начинается Родина? Какие исторические события прошлого и настоящего ассоциируются у вас со словом Родина? Каким вы видите будущее Родины? Свой письменный ответ вы можете дополнить иллюстративным рядом.
С чего для меня начинается Родина?
Что такое Родина? Это место, где ты родился и вырос, это родная страна. Когда мы произносим слово «Родина», в памяти каждого человека возникают милые сердцу образы, родные и близкие люди, которые были всегда рядом.
Даже если случится так, что человек переедет в другое место, свою Родину он будет помнить всегда. Место, где ты сделал свой первый шаг, где прошло твоё детство, где ты учился жить и дружить, никогда не забудется. Оно будет приходить к тебе в снах, уносить тебя в то беззаботное время, когда ещё всё впереди. И в этих сновидениях рядом будут самые дорогие тебе люди, будет светить ласковое солнышко, а лёгкий летний ветерок будет шевелить волосы на твоей голове.
Для меня Родина начинается с воспоминаний о безмятежном детстве и всех связанных с ним событиях.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением