Упр.61 ГДЗ Ладыженская 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 61. На основе материала таблицы подготовьте устное сообщение на тему «Смысловые отношения в сложносочинённом предложении». Выберите стиль изложения: а) для ответа на...

Решение #2

Изображение 61. На основе материала таблицы подготовьте устное сообщение на тему «Смысловые отношения в сложносочинённом предложении». Выберите стиль изложения: а) для ответа на...
Дополнительное изображение

Решение #3

Изображение 61. На основе материала таблицы подготовьте устное сообщение на тему «Смысловые отношения в сложносочинённом предложении». Выберите стиль изложения: а) для ответа на...

Решение #4

Изображение 61. На основе материала таблицы подготовьте устное сообщение на тему «Смысловые отношения в сложносочинённом предложении». Выберите стиль изложения: а) для ответа на...
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ладыженская, Тростенцова 9 класс, Просвещение:
61. На основе материала таблицы подготовьте устное сообщение на тему «Смысловые отношения в сложносочинённом предложении». Выберите стиль изложения: а) для ответа на уроке у доски, б) для объяснения этой темы одноклассникам на перемене.
Сочинительные союзы
одновременность последовательность причина
и, да (= и), ни... ни, тоже, также

чередование взаимоисключение
то... то, или (иль), либо, то ли... то ли, не то... не то

сопоставление противопоставление
а, но, да (= но), не только... но и, однако, зато

Вариант ответа 1
«Смысловые отношения в сложносочинённом предложении»
Смысловые отношения между частями в сложносочиненных предложениях выражаются при помощи союзов.
Соединительные союзы и, да (= и), ни…ни, тоже, также могут выражать одновременность, последовательность, причину.
– Одновременность: Маша была бледна, Катя тоже побледнела.
– Последовательность: Открылась дверь, и в комнату вошел бравый капитан.
– Причина: Наступила весна, и люди радуются жизни.
Разделительные союзы то…то, или (иль), либо…либо, не то…не то, то ли…то ли могут выражать взаимоисключение или чередование.
– Взаимоисключение: Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дали возмутит.
– Чередование: То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега.
Противительные союзы а, не только… но и, но, да (= но), однако, зато могут выражать сопоставление и противопоставление.
– Сопоставление: Маша была бледна, а Катя испуганно смотрела ей за плечо.
– Противопоставление: Открылась дверь, но в комнату никто не вошел.

Вариант ответа 2
Смысловые отношения в сложносочинённом предложении
Сложносочинённые предложения - это сложные предложения, в которых составляющие их простые предложения являются равноправными. Разные части сложносочинённого предложения связываются друг с другом общим смысловым значением, а также интонационно.
Простые предложения в составе сложносочинённого соединяются друг с другом при помощи трёх видов сочинительных союзов: соединительных, разделительных и противительных. Сочинительные союзы не просто соединяют разные части сложносочинённого предложения между собой, но и характеризуют смысловые отношения в предложении.
Смысловая связь между простыми предложениями в сложном бывает нескольких видов: одновременная, последовательная, причинно-следственная, чередования, взаимоисключающая, противопоставительная. Тип этой связи зависит от сочинительных союзов.
Соединительные союзы и, да (=и), ни... ни, тоже, также могут выражать в предложение: одновременность, последовательность или причину и следствие.
Например: На улице была солнечная погода, и я решила пойти погулять (союз и в данном предложении выражает причинно-следственные отношения). Первую группу полностью сформировали, и она приступила к выполнению заданий. (в этом предложении союз и выражает отношения последовательности между разными его частями). Собака лает, и попугай кричит. (здесь же союз и выражает отношения одновременности).
Как мы можем видеть из приведённых примеров, смысловые отношения не связаны с каким-либо одним союзом. Каждый сочинительный союз может выражать различные смысловые отношения между разными частями сложносочинённого предложения.
Разделительные союзы то ... то, или (иль), либо, то ли ... то ли не то ... не то выражают в предложении смысловые отношения чередования или взаимоисключения.
Например: То ветер шумит за окном, то стучит крупными каплями в окно ливень. (разделительный союз то ... то выражает отношения чередования). Не то соловей поёт за рекой, не то доносится плеск воды. (разделительный союз не то ... не то выражает отношения взаимоисключения).
Противительные союзы а, но, да (=но), не только ... но и, однако, зато в сложносочинённых предложениях служат для противопоставления частей предложения друг другу.
Например: Не только наш класс, но и параллельный, поехали на экскурсию в музей.
Вариант ответа 3
Добрый день, уважаемые одноклассники! Сегодня я хочу рассказать вам о смысловых отношениях в сложносочинённом предложении.
Сложносочинённое предложение — это предложение, состоящее из двух или более простых предложений, объединенных с помощью союзов (и, да, или, но, и...и, не только... но и и др.). Важно понимать, что такие предложения содержат в себе отношения между частями, которые могут быть различными.
Важно уметь определить эти отношения в сложносочинённом предложении, чтобы правильно понять его смысл и смысловую связь между частями. Надеюсь, что теперь вы сможете легко разбираться в сложных предложениях!
Б) Для объяснения этой темы одноклассникам на перемене:
Привет, ребята! Я хочу поделиться с вами интересной темой — смысловые отношения в сложносочинённом предложении.
Сложносочинённое предложение — это такое предложение, где несколько простых предложений объединены союзами, такими как "и", "и...и", "да", "или", "но", "не только... но и" и так далее. Важно уметь понимать, какие отношения существуют между частями таких предложений.
Первое отношение — это когда одно предложение дополняет или расширяет другое. Например, в предложении "Он любит читать книги, и она любит рисовать картинки", две части связаны смысловым сочетанием, и каждая из них добавляет информацию о том, что делают два разных человека.
Второе отношение — это когда две части предложения противопоставляются друг другу. Например, в предложении "Он любит читать книги, но она предпочитает смотреть фильмы", две части выражают противоположные предпочтения.
Третье отношение — это когда части предложения объединены общим предметом или действием. Например, в предложении "Он и она любят гулять в парке", оба человека имеют общее интересное занятие — гулять в парке.
Знание смысловых отношений поможет нам лучше понимать сложносочинённые предложения и их смысловую связь. Так что давайте сразу начнем разбираться в этом вместе!
Вариант ответа 4
Смысловые отношения в сложносочиненном предложении
Стиль изложения: б) для объяснения этой темы одноклассникам на перемене.
Привет, друзья! Сегодня я хочу рассказать вам о смысловых отношениях в сложносочиненных предложениях. Звучит сложно, но на самом деле это довольно интересно, и я постараюсь объяснить все просто.
Когда мы соединяем два или более предложения в одно, получается сложносочиненное предложение. Важно понимать, что в нем каждое предложение сохраняет свою самостоятельность, но они объединены, чтобы передать нам больше информации или связать идеи.
В сложносочиненных предложениях смысловые отношения между частями могут быть разными. Вот некоторые из них:
Смысловое отношение просто соединения: Это когда два предложения объединены, чтобы передать две отдельные идеи. Например: "Я люблю футбол, и мой друг любит хоккей."
Смысловое отношение причины и следствия: Здесь одна часть предложения является причиной, а другая - следствием. Например: "Он не пошел на прогулку, потому что был занят."
Смысловое отношение противопоставления: Когда две идеи противоположны друг другу. Например: "Она любит мороженое, но не ест его из-за аллергии."
Смысловое отношение условия: Здесь одна часть предложения зависит от выполнения условия в другой части. Например: "Если будет хорошая погода, мы пойдем на прогулку."

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением