Упр.553 ГДЗ Ладыженская Баранов 5 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2019)
Решение #3 (Учебник 2012)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ладыженская, Баранов, Тростенцова 5 класс, Просвещение:
Прочитайте и озаглавьте текст. Сгруппируйте слова с пропущенными буквами и со скобками по видам орфограмм, обозначьте графически условия их выбора.
Саше шесть лет. Отец в..дёт его за руку через ра..паханное поле. Саша часто спотыкается, ему т..жело идти по отвалам. Последние разгулявшиеся ласточки бе..шумно вверх-вниз перечеркивают красный закат, тонущий за лесами.
По полю ползает трактор, ровно стучит м..тором, покашливая, выбрасывает из трубы мутновато-лиловый дымок. Время от врем..ни слышен скреж..т подвернувшегося под лемех* булыжника. Из-под ра..топыренной железной п..терни плуга густыми руч(?)ями течёт земля. Отвалы её тускло л..снятся
на з..кате.
Отец ост. .новился, нагнулся и полной пригоршней забрал землю, поднёс к лицу. Трактор с д..ловитост(?)ю втянувшегося в работу труженика, попыхивая, уд..лялся.
— Чуешь, пахн..т? — произнёс отец.
Саша тоже схватил горсть, поднёс к носу. Но земля пахла землёй. <...>
Через подобревший голос, через непривычно мягкое лицо отца шестилетний Саша почу(?)ствовал тогда смутную благодарность к земле. Как драгоценность, держал её, горсть влажных крошек, по-отцовски б..режливо мял, нюхал. Земля пахла землёй.
(В. Тендряков. «За бегущим днём»)
Благодарность к земле
Безударная проверяемая гласная в корне: ведёт (вёл), тяжело (тяжесть), пятерни (пять), лоснятся (лоск), остановился (встанет), деловитостью (дело), удалялся (даль), бережливо (бережно). скрежет (скрежещет).
Безударная непроверяемая гласная в корне: мотором.
Непроизносимая согласная: почувствовал.
О/Ё после шипящих: перечёркивают (черкать).
Буквы -з/-с на конце приставок: распаханное, разгулявшиеся, бесшумно, растопыренной.
Правописание гласных и согласных в приставках: на закате.
Буква Е в суффиксе -ен- существительных на -мя: от времени.
Правописание личных окончаний глаголов: спотыкается (I спр.), выбрасывает (I спр.), пахнет (I спр.).
Разделительный Ь: ручьями, деловитостью.
Сжатое изложение. Прочитайте текст. Как вы поняли притчу* деда? Выделите четыре основные части текста. Найдите слова, в которых выражена главная мысль каждой части. Представьте себе, что вы запомнили «дедову притчу» и теперь хотите пересказать её вашим сверстникам в сборнике «Дедушкины истории», а вам в этом сборнике оставили место на 60 слов (меньше можно, а больше нет!).
ПЕРО И ЧЕРНИЛЬНИЦА
Скажи, дедушка, — как-то спросил Серёжа, — откуда ты сказки берёшь?
Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.
— А как ты их оттуда достаёшь, дедушка?
— Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком. <...>
Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется.
— Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?
Не горюй, Сергей! — утешает дед. — Придёт время не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь... Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее...
Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал — другим пересказал.
(Е. Пермяк)
Притча* – 1. в религиозной литературе краткий иносказательный поучительный рассказ; 2. перен. о непонятном труднообъяснимом явлении.
Притча учит тому, что на самом деле перо и чернильница в писательской деятельности играют далеко не главную роль, что без знаний, опыта, общения с людьми не получится делать что-либо хорошо, профессионально.
Основные части текста:
1. Сказки из чернильницы.
2. Сказка не зацепляется.
3. Жить с людьми, а не самому по себе.
4. Дедову притчу запомнил.
Сжатое изложение
ПЕРО И ЧЕРНИЛЬНИЦА
Сережа спросил у дедушки, откуда тот сказки берёт. Дедушка ответил, что из чернильницы ручкой с пёрышком.
Поступил Серёжа в школу, стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки, потом буквы, слова. Сказка не зацепляется.
Расстроился Серёжа, а дед утешил его, что всё получится, если внук будет жить среди людей, а не сам по себе.
Серёжа запомнил дедову притчу и другим рассказал.
Пользуясь толковым словарём, запишите лексические значения слов цикада, жокей, изморось, изморозь, брошюра. В записанных предложениях подчеркните главные члены. Какой частью речи они выражены? Обозначьте падежи существительных. Объясните постановку тире.
Образец, жывопысец — художник, воспроизводящий предметы и явления действительности с помощью красок.
Главные члены предложения выражены существительными.
Между подлежащим и сказуемым ставится тире, т. к. они выражены существительными в И. п.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением