Упр.54 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)
Решение #1
Решение #2
Решение #3
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 10 класс, Просвещение:
54 На основе текстов в теоретической части параграфа (о культуре речи) и упр. 52 составьте сложный план текста сообщения на тему «Три компонента культуры речи» (письменно). Опираясь на план, расскажите одноклассникам о компонентах понятия «культура речи».
Ответ 1
План
Три компонента культуры речи
1. Что такое культура речи?
2. Качества хорошей речи.
3. Три компонента культуры речи: нормативный, этический, коммуникативный.
4. Этический компонент:
а) правила этического компонента;
б) один из основных элементов – запрет сквернословия и ругательств.
5. Коммуникативный компонент:
а) ключевой компонент в общении;
б) соблюдение этики общения в конкретном обществе.
6. Функциональные разновидности и функциональные стили в языке.
7. Роль языковых норм в процессе общения.
Под культурой речи понимают владение нормами русского литературного языка в его устной и письменной форме, использование языковых средств в соответствии с целями и условиями общения.
Культурой речи называется также раздел науки о языке, исследующий языковые нормы, проблемы их совершенствования, разрабатывающий рекомендации по эффективному использованию языковых норм в речи.
Основными качествами хорошей речи являются правильность (со-блюдение норм литературного языка), точность передачи мысли, чувства, выразительность речи, уместность используемых языковых средств (уместность стилевая, ситуативная, нравственно-психологическая, личностная).
Выделяют три компонента культуры речи: нормативный, коммуника-тивный, этический.
Культура речи требует безупречного владения языковыми нормами – орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими. Вопрос о норме возникает в тех случаях, когда есть выбор из двух и более вариантов.
Например, современная орфоэпическая норма разрешает только один вариант ударения в словах «километр, начать, средства» и запрещает «километр, начать, средства».
Следует учитывать, что в литературной и профессиональной речи одно и то же слово может иметь разные ударные слоги. Моряки, например, говорят «компас», а не «компас», «крейсера», а не «крейсеры»; медики — «инсульт», а не «инсульт».
Нормы современного русского языка находятся в постоянном развитии: так, если в XIX в. можно было сказать «устраивал, видал, у ней, от глубины души», то теперь допускается только «устраивал, видел, у неё, до глубины души».
Устная разговорная речь имеет свои нормы, Например, выражение «Скажите, метро сюда?» (вместо «Скажите, пожалуйста, как пройти к метро?») недопустимо в письменном литературном тексте, хотя не нарушает норм разговорной речи.
Этика общения или речевой этикет требует соблюдения в определённых ситуациях некоторых правил языкового поведения. Этический компонент культуры речи проявляет себя главным образом в речевых актах, целенаправленных речевых действиях, таких как выражение просьбы, вопроса, благодарности, приветливости, поздравления и т. п.
Особая область этики общения – явные и безусловные запреты на использование определённых языковых средств, например, в любых ситуациях категорически запрещается сквернословие. Под запретом могут находиться и некоторые интонационные языковые средства, разговор на «повышенных тонах», срывы на крик.
При этом этика общения не запрещает эмоциональную речь с достаточно «сильными» выражениями, типа «это чёрт знает что такое!».
В определении культуры речи существенную роль играет коммуникативный компонент. Он играет решающую роль в достижении целей общения. Можно не нарушать норм языка, соблюдать все правила этики общения, но при этом создавать неудовлетвирительные тексты. Например, многие инструкции по пользованию бытовой техникой перенасыщены специальной терминологией и потому непонятны неспециалисту. Чтобы текст досиг желаемой цели, он должен создаваться с учётом того, кому он адресован.
В языке существуют функциональные разновидности, например, разговорная речь и функциональные стили, например, официально-деловой, научный, публицистический. Каждая функциональная разновидность имеет свои особенности. Если, например, официально-деловой стиль требует знания и употребления готовых речевых формул штампов (нельзя произвольно писать заявления протоколы и т. п.), то заштампованность разговорной и публицистической речи свидетельствует о плохом владении этими функциональными разновидностями речи. Умение свободно, в соответствии с задачами общения переходить с одной функциональной разновидности языка на другую – важный показатель культуры речи.
Языковая норма – это совокупность правил выбора и употребления языковых средств (в данном обществе в данную эпоху). Норма неразрывно связана с понятием литературного языка, который иначе называют нормированным.
Языковые нормы не придумываются кем-то (скажем, лингвистами), а объективно складываются в процессе многовековой языковой практики культурных людей. Нормы исторически изменчивы, но меняются они медленно. В развитых литературных языках норма остаётся стабильной на протяжении многих десятилетий.
Если бы нормы не было, литературный язык не смог бы существовать. Струя литературной речи смешалась бы с потоками диалектной речи, социальных арго, просторечия. А это значит, что утратилась бы основная функция литературного языка – культурная.
Значение нормы в литературном языке не только в охранении целостности литературного языка, не только в тщательном отборе новых языковых средств. Это, гак сказать, внешняя её задача. Кроме того, есть не менее важные внутренние.
Литературный язык – организованная система: все средства в нём разграничены в соответствии с потребностями общения. Норма не делит средства языка жёстко на хорошие и плохие. Правильное и уместное в одних условиях речи (например, в бытовом диалоге) может выглядеть нелепым в других (например, в научной статье). Зависимость литературной нормы от условий, в которых осуществляется речь, называют коммуникативной целесообразностью нормы.
Нормы не окова языка, а великое благо: они сохраняют литературный язык, тонко разграничивают его средства в зависимости от целей общения. Норма консервативна, что способствует устойчивости литературного языка, передаче культурных ценностей от поколения к поколению.
Литературная норма сознательно культивируется: её пропагандируют в книгах, по радио и телевидению, ей обучают в школе, всякое культурное общение людей происходит в строгом соответствии с нормами литературного языка.
Норма литературного языка – это не только объективно существующая традиция использования языковых средств, но и результат сознательного сохранения этой традиции.
Ответ 2
Сложный план текста сообщения на тему "Три компонента культуры речи":
Введение
Определение культуры речи и ее важности.
Утверждение о том, что культура речи состоит из трех основных компонентов.
Основная часть 3. Фонетический компонент
Объяснение важности правильного произношения и ударения.
Упоминание о значении интонации и пауз в речи.
Примеры, как неправильное произношение может исказить смысл высказывания.
Лексический компонент
Рассмотрение важности разнообразия лексического запаса и правильного выбора слов.
Упоминание о синонимах, антонимах и фразеологизмах.
Примеры, как правильное использование слов может сделать высказывание более точным и красочным.
Грамматический компонент
Обсуждение важности правильной грамматики и синтаксиса.
Упоминание о роли пунктуации и грамматических конструкций.
Примеры, как грамматические ошибки могут привести к недоразумениям и непониманию.
Заключение 6. Подчеркивание того, что все три компонента культуры речи взаимосвязаны и влияют на восприятие и эффективность коммуникации.
Заключающее заявление о том, что развитие культуры речи помогает в повседневной жизни, образовании и карьере, а также способствует более глубокому пониманию языка и культуры в целом.
Ответ 3
План текста сообщения на тему "Три компонента культуры речи":
I. Введение A. Важность культуры речи в общении B. Утверждение о наличии трех компонентов культуры речи
II. Первый компонент: Фонетический A. Значение правильного произношения B. Роль ударения и интонации C. Примеры влияния фонетического компонента на восприятие сообщения
III. Второй компонент: Лексический A. Значение богатства и разнообразия лексикона B. Слова и их значения в культуре речи C. Примеры использования лексического компонента для точности и выразительности
IV. Третий компонент: Грамматический A. Важность правильного грамматического строения предложений B. Роль синтаксиса в структуре сообщения C. Примеры влияния грамматического компонента на понимание текста
V. Заключение A. Сводное утверждение о том, что культура речи состоит из трех важных компонентов B. Подчеркнуть, что развитие каждого из компонентов важно для успешной коммуникации
С использованием этого плана, вы можете рассказать одноклассникам о трех компонентах культуры речи: фонетическом, лексическом и грамматическом, объяснить их роль в эффективной коммуникации и привести конкретные примеры, чтобы лучше иллюстрировать каждый из компонентов.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением