Упр.53 ГДЗ Бархударов 9 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2019)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бархударов 9 класс, Просвещение:
Прочитайте. Вспомните, какие члены предложения входят в грамматическую основу. На какие виды делятся простые предложения по составу? Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначьте грамматические основы предложений. Найдите
в тексте однородные члены. Чем они соединяются? Расскажите о пунктуации при однородных членах предложения. Составьте схемы предложений с однородными членами, проверьте, совпадает ли ваш вариант с вариантом одноклассника.
Что может быть замечательнее и интереснее пещер? Узкий извилистый вход. Темно и сыро. Тишина. Постепе(н, нн)о привыкаешь к свету дрожащей свечи.4 Ходы тяну(т, ть)ся ветвя(т, ть)ся то неожида(н, нн)о расширяясь в целые залы то круто спускаясь (в)низ то обрываясь пропастями то превращаясь в узкие щели. Верёвки крючки верёвочные лестницы (не)всегда дают возможность дойти до (не)ведомых глубин и изучить до конца подземный лабиринт.
Мне хорошо памятны детские впечатления от скитаний по пещерам Крыма. Как сильны они и разнообразны! К причудливой форме пещеры примешиваются и шелест летучих мышей и тихий мерный шум падающих капель и глухие раскаты обрывающихся под ногами камней. Долго-долго в (не)ведомые глубины катятся эти обломки и где(то) далеко слышится всплеск воды. Там озеро подводные реки водопады и вы восторже(н, нн)о прислущиваетесь3 ко всем этим шумам глубин земли стараясь их разгадать. Но что особе(н, нн)о замечательно в пещерах — это их нарядное, иногда пышное убранство, то из белоснежных нежных узоров то из высоких коло(н, нн) стройных как молодой лес то из дли(н, нн)ых свеш..вающихся (с)верху сосулек гирлянд занавесей. Белые жёлтые красные минералы своими отложениями покрывают стенки пещер. В их причудливых формах чудятся таинстве(н, нн)ые дикови(н, нн)ы нэпом., нающие то фигуры каких(то) застывших великанов то кости гигантских ящеров.
(А. Ферсман. «Занимательная минералогия»)
В грамматическую основу входят подлежащее и сказуемое.
Простые предложения по составу делятся на двусоставные и односоставные.
Что может быть замечательнее и интереснее пещер? Узкий извилистый вход. Темно и сыро. Тишина. Постепенно привыкаешь к свету дрожащей свечи. Ходы тянутся, ветвятся, то неожиданно расширяясь в целые залы, то спускаясь вниз, то обрываясь пропастями, то превращаясь в узкие щели. Верёвки, крючки, верёвочные лестницы не всегда дают возможность дойти до неведомых глубин и изучить до конца подземный лабиринт.
Мне хорошо памятны детские впечатления от скитаний по пещерам Крыма. Как сильны они и разнообразны! К причудливой форме пещеры примешиваются и шелест летучих мышей, и тихий мерный шум падающих капель, и глухие раскаты обрывающихся под ногами камней. Долго-долго в неведомые глубины катятся эти обломки, и где-то далеко слышится всплеск воды. Там озеро, подводные реки, водопады, и вы восторженно прислушиваетесь ко всем этим шумам глубин земли, стараясь их разгадать. Но что особенно замечательно в пещерах – это их нарядное, иногда пышное убранство, то из белоснежных нежных узоров, то из высоких колонн, стройных, как молодой лес, то из длинных свешивающихся сверху сосулек, гирлянд, занавесей. Белые, желтые, красные минералы своими отложениями покрывают стенки пещер. В их причудливых формах чудятся таинственные диковины, напоминающие то фигуры каких-то застывших великанов, то кости гигантских ящеров.
Что может быть замечательнее и интереснее пещер? (однородные сказуемые соединяются одиночным соединительным союзом «и» – запятая не ставится) [ – = и = ]?
Темно и сыро. (однородные сказуемые соединяются одиночным соединительным союзом «и» – запятая не ставится) [ = и = ].
Ходы тянутся, ветвятся, то неожиданно расширяясь в целые залы, то спускаясь вниз, то обрываясь пропастями, то превращаясь в узкие щели. (однородные сказуемые соединяются интонацией, без союзов – запятая ставится; однородные обстоятельства соединяются повторяющимся разделительным союзом «то» – запятая ставится)
[ – = , = , то , то , то , то ].
Верёвки, крючки, верёвочные лестницы не всегда дают возможность дойти до неведомых глубин и изучить до конца подземный лабиринт. (однородные подлежащие соединяются интонацией, без союзов – запятая ставится; однородные определения соединяются одиночным соединительным союзом «и» – запятая не ставится) [ – , – , – = и ].
Как сильны они и разнообразны! (однородные сказуемые соединяются одиночным соединительным союзом «и» – запятая не ставится) [ = – и = ]!
К причудливой форме пещеры примешиваются и шелест летучих мышей, и тихий мерный шум падающих капель, и глухие раскаты обрывающихся под ногами камней. (однородные подлежащие соединяются повторяющимся соединительным союзом «и» – запятая перед первым союзом не ставится, перед остальными ставится) [ = и – , и – , и – ].
Там озеро, подводные реки, водопады, и вы восторженно прислушиваетесь ко всем этим шумам глубин земли, стараясь их разгадать. (однородные подлежащие соединяются интонацией, без союзов – запятая ставится) [ – , – , – ], и [ – = ].
Но что особенно замечательно в пещерах – это их нарядное, иногда пышное убранство, то из белоснежных нежных узоров, то из высоких колонн, стройных, как молодой лес, то из длинных свешивающихся сверху сосулек, гирлянд, занавесей. (однородные определения соединяются интонацией, без союзов и повторяющимся разделительным союзом «то» – запятая ставится) [ – = , – , то , то , то , , ].
Белые, желтые, красные минералы своими отложениями покрывают стенки пещер. (однородные определения соединяются интонацией, без союзов – запятая ставится) [ , , = ].
В их причудливых формах чудятся таинственные диковины, напоминающие то фигуры каких-то застывших великанов, то кости гигантских ящеров. (однородные определения соединяются повторяющимся разделительным союзом «то» – запятая ставится) [ = – ,/ то , то /].
Белоснежных2
Прислушиваетесь3
I. Прислушиваетесь3 – глагол. Вы (что делаете?) прислушиваетесь.
Н. ф. – прислушиваться.
II. Пост.: несов. в., возвр., неперех., I спр.
Непост.: в форме наст. вр., во мн. ч., 2-м л.
III. Вы (что делаете?) прислушиваетесь.
Что может быть замечательнее и интереснее пещер? (Вопросит., невоскл., простое, двусоставное, распр., полное, осложнено однород сказуемыми.)
Узкий извилистый вход. (Повест., невоскл., простое, односост., назывное, распр., полное, не осложнено.)
Темно и сыро. (Повест., невоскл., простое, односоставное, безличное, нераспр., полное, осложнено однород сказуемыми.)
Тишина. (Повест., невоскл., простое, односоставное, назывное, нераспр., полное, не осложнено.)
Постепенно привыкаешь к свету дрожащей свечи. (Повест., невоскл., простое, односоставное, определённо-личное, распр., полное, не осложнено.)
Спишите стихотворение А.Пушкина (с.26), расставляя необходимые знакки препинания. Укажите обособленные определения и объясните причину их обособления. Сравните ваш вариант постановки знаков с тем, который дан в изданиях А.Пушкина. Какие неточности вы обнаружили у себя? Как вы это объясните? Найдите в тексте сравнения, определите их роль в стихотворении.
Что в имени тебе моём?
Оно умрёт как шум печальный
Волны плеснувшей в берег дальный
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нём? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением