Упр.515 ГДЗ Ладыженская Баранов 5 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2019)
Решение #3 (Учебник 2012)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ладыженская, Баранов, Тростенцова 5 класс, Просвещение:
Спишите. Обозначьте падеж выделенных имён существительных. Найдите слова, с помощью которых неживые предметы описываются как живые. Как называется этот приём?
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждёт чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы! <...>
Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!
(А. Плещеев. «Весна»)
Слова, с помощью которых неживые предметы описываются как живые: бегут ручьи; лес оденется; сердце ждёт; зима унесла.
Такой приём называется олицетворением.
Прочитайте выразительно отрывки из стихотворения Б. Пастернака «После вьюги». Пользуясь памяткой (см. с. 172), устно определите, какой частью речи являются выделенные в текстах слова. Выстраивайте последовательность своих рассуждений с помощью слов во-первых, во-вторых, в-третьих. Вывод сформулируйте с помощью слов следовательно (таким образом, значит).
Образец УСТНОГО рассуждения. Нужно определить, какой частью речи является слово вьюги. Во-первых, это слово обозначает предмет (что? — вьюга): во-вторых, оно женского рода, 1-го склонения, употреблено в единственном числе, родительном падеже; в-третьих, в предложении После ... вьюги (наступает) ... покой является обстоятельством. Значит, это имя существительное.
1. После угомонившейся выоги Наступает в округе покой.
Я прислушиваюсь на досуге К голосам детворы за рекой...
2. Лёд реки, переезд и платформа,
Лес, и рельсы, и насыпь, и ров Отлились в безупречные формы Без неровностей и без углов.
Нужно определить, какой частью речи является слово покой. Во-первых, это слово обозначает предмет (что? – покой); во-вторых, оно м. р., 2 скл., употреблено в ед. ч., И. п.; в-третьих, в предложении После ... наступает ... покой является подлежащим. Значит, это имя существительное.
Нужно определить, какой частью речи является слово (на) досуге. Во-первых, это слово обозначает предмет (что? – досуг); во-вторых, оно м. р., 2 скл., употреблено в ед. ч., П. п.; в-третьих, в предложении Я прислушиваюсь на досуге является обстоятельством. Значит, это имя существительное.
Нужно определить, какой частью речи является слово детворы. Во-первых, это слово обозначает предмет (что? – детвора); во-вторых, оно ж. р., 1 скл., употреблено в ед. ч., Р. п.; в-третьих, в предложении Я прислушиваюсь … к голосам детворы является дополнением. Значит, это имя существительное.
Нужно определить, какой частью речи является слово переезд. Во-первых, это слово обозначает предмет (что? – переезд); во-вторых, оно м. р., 2 скл., употреблено в ед. ч., И. п.; в-третьих, в предложении Лёд реки, переезд … отлились является подлежащим. Значит, это имя существительное.
Нужно определить, какой частью речи является слово (без) неровностей. Во-первых, это слово обозначает предмет (что? – неровность); во-вторых, оно ж. р., 3 скл., употреблено во мн. ч., Р. п.; в-третьих, в предложении Лёд реки, переезд … отлились … в … формы без неровностей является дополнением. Значит, это имя существительное.
Запишите слова в две колонки: 1) с буквой з на конце приставки; 2) с буквой с на конце приставки. Сколько приставок в выделенном слове?
В..дыхать, ра..глядеть, (с, з)правиться, и..править, ра..цвет, (с, з)бегать, ра..бег, бе..брежный, в..карабкаться, беспомощный, расположиться, во..глас, безграничный,
и..морозь, беспредельный, ра..править, ра..сердить, распечатать, бе..цельный, чрезмерный, рассмотреть, ра..свет, (с, з)писать, расписание.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением