Параграф 5 ГДЗ Пасечник 10 класс Углубленный уровень (Биология)

Изображение § 5. Биологические системы и их свойстваВспомните:1. Что означают понятия «вещество» и «физическое тело»?Вещество — это качественное проявление материи; то, из...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Рубцов 10 класс, Просвещение:
§ 5. Биологические системы и их свойства
Вспомните:
1. Что означают понятия «вещество» и «физическое тело»?
Вещество — это качественное проявление материи; то, из чего состоит физическое тело.
Физическое тело — это материальный объект, имеющий массу, форму, объем.
2. Что такое система? Чем открытые системы отличаются от закрытых?
Система — это совокупность взаимосвязанных элементов, объединённых для реализации общей цели, обособленная от окружающей среды, взаимодействующая с ней как единое целое и проявляющая при этом основные системные свойства.
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система предполагает обмен веществом, энергией, информацией с внешним миром в любой точке.
3. О чём говорят законы сохранения массы вещества и превращения энергии, открытые в результате естественно-научных исследований?
Согласно закону сохранения массы вещества масса физической системы сохраняется при всех химических превращениях.
По закону превращения энергии во всех процессах, происходящих в природе, энергия не исчезает и не создается, а переходит от одного тела к другому и превращается из одного вида в другой.
Проверьте себя
1. Какие уровни организации живого выделяют в биологии?
Учёные выделяют следующие уровни организации биологических систем: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный и биосферный. Однако часто выделяют и другие уровни организации, такие, как уровень сообщества (консорции), органов и тканей, клеточных органоидов и т.п., — это переходные уровни между пятью основными.
2. Что является материальной основой существования биологических систем?
Основу биологических систем составляют энергия и материя.
3. Что такое генетическая информация и какое значение она имеет для биологической системы любого уровня организации? Приведите примеры.
Генетический материал, представленный прежде всего дезоксирибонуклеиновой кислотой (ДНК), обусловливает способность хранить и воспроизводить наследственную информацию, а также передавать её из поколения в поколение. Именно генетическая информация обусловливает особенности строения биологической системы, а точнее, её элементарного структурного и функционального компонента, т.е. клетки. Например, наследование болезней, цвета глаз и др.
4. Что позволяет компонентам биологической системы взаимодействовать как единое целое? Какие механизмы лежат в основе этих процессов?
Компонентам биологической системы взаимодействовать как единое целое позволяют процессы саморегуляции. В основе этих процессов лежит механизм обратной связи. Благодаря этому механизму конечный продукт осуществляемого процесса жизнедеятельности системы непосредственно регулирует его протекание. Например, увеличение концентрации углекислого газа в крови человека приводит к учащению дыхания, что способствует обогащению крови кислородом и последующему снижению в ней концентрации углекислого газа.
5. Какая фундаментальная идея лежит в основе научного объяснения единства и многообразия жизни?
Научное объяснение единства и многообразия жизни предоставляет нам теория эволюции. Основная идея этой теории заключается в том, что все организмы, жившие и живущие в настоящее время на Земле, являются модифицированными потомками их общих предков.
1. Используя рисунок 9, опишите последовательность, изображающую восходящую иерархию биологических систем, начиная с молекулярного уровня. Например, «молекула состоит из атомов, соединённых друг с другом».
Молекула состоит из атомов, соединённых друг с другом. Молекулы образуют клетки, из которых строятся ткани. Ткани, в свою очередь, образуют органы. На организменном уровне живая материя представлена организмами, образованными системами органов. Организмы, взаимодействуя между собой, образуют более сложные надорганизменные уровни. Группы особей одного вида объединяются в популяции. На уровне сообщества образуются биоценозы — совокупности популяций разных видов, обитающих на определенной территории. Совокупность же биоценоза и абиотических факторов среды обитания (климат, почва) формирует биогеоценоз на экосистемном уровне. Наивысшим уровнем организации живой материи на Земле является биосфера — оболочка Земли, преобразованная биогеоценозами и деятельностью человека.
2. Какое значение имеет изучение свойств биологических систем на различных уровнях организации?
Изучение различных уровней организации биологических систем даёт возможность представить, как могли возникнуть первые живые организмы и как происходил на Земле процесс эволюции от относительно просто устроенных систем к более сложным и высокоорганизованным.
ПОДУМАЙТЕ
Почему владение фундаментальными положениями (понятиями) биологической науки, как правило, позволяет оценить достоверность биологической информации, получаемой из различных информационных источников?
Владение фундаментальными положениями (понятиями) биологической науки позволяет в любых источниках информации заметить искажённые или ложные данные, факты, ошибочное употребление единиц информации (цифры, буквы, символа). Владение понятиями позволит также выявить недостоверность информации.
Моя лаборатория
Проводим исследование
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 «Механизмы саморегуляции»
1. Измерьте собственный пульс, находясь в состоянии покоя. Запишите результат в тетрадь.
70 уд/мин
2. Сделайте десять интенсивных и глубоких приседаний. Повторно измерьте пульс. Запишите полученные данные в тетрадь.
89 уд/мин
3. Сравните полученные результаты и сделайте вывод.
При физической нагрузке пульс увеличивается. В связи с увеличением нагрузки мышцы выделяют больше углекислого газа, который в свою очередь влечет за собой усиление снабжения мышц кислородом и расширение кровеносных сосудов мышц, от чего учащается дыхание и сокращения сердца. Это позволяет повысить концентрацию кислорода в крови и уменьшить ее кислотность.
Вывод: Увеличение пульса является следствием процесса саморегуляции организма.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением